ORATOR.RUКурсы ораторского искусстваЦицерон
телефоны






АФОРИЗМЫ

Вольтер Франсуа Мари Аруэ
(французский философ, романист, историк, драматург и поэт)
(1694-1778)

1. Лучшее — враг хорошего

2. Во все времена и во всех странах и во всех жанрах дурное кишмя кишит, а хорошее редко. В любой профессии все самое недостойное предстает особенно нагло

3. Самое необходимое искусство при дворе состоит не в том, чтобы хорошо говорить, а в том, чтобы уметь молчать

4. Если бы бога не существовало, его следовало бы выдумать

5. Отчизна — это край, где пленница душа

6. Все к лучшему в этом лучшем из миров

7. Моя любовь к отечеству не заставляет меня закрывать глаза на заслуги иностранцев. Напротив, чем более я люблю отечество, тем более и стремлюсь обогатить мою страну сокровищами, извлеченными не из его недр

8. Нет человека, в котором не было бы чего-нибудь ненавистного, в котором не был бы скрыт лютый зверь, но лишь немногие честно говорят, как они справляются с этим лютым зверем

9. Суди о человеке больше по его вопросам, чем по его ответам

10. Главное — ладить с самим собой

11. Всегда наслаждаться — значит вовсе не наслаждаться

12. Пользуйтесь, но не злоупотребляйте — таково правило мудрости. Ни воздержание, ни излишества не дают счастья

13. Слезы — это немая речь

14. Люби истину, но будь снисходителен к заблуждениям

15. Не все, что является фактом, заслуживает того, чтобы быть описанным

16. К живым следует относиться доброжелательно, о мертвых же нужно говорить только правду

17. Мы потому клеймим ложь наибольшим позором, что из всех дурных поступков этот легче всего скрыть и проще всего совершить

18. Никто, конечно, не рождается на свет с уже готовыми понятиями о праве и справедливости, но человеческая природа устроена так, что в известном возрасте эти истины естественным образом вырабатываются

19. Честного человека можно преследовать, но не обесчестить

20. Труд часто является отцом удовольствия

21. Труд избавляет человека от трех главных зол: скуки, порока и нужды

22. Жить — значит работать. Труд есть жизнь человека

23. Метафизика - это когда слушающий ничего не понимает и когда говорящий понимает не больше

24. Никогда не бывает больших дел без больших трудностей

25. Видеть и делать новое — очень большое удовольствие

26. Не дело создано для мысли, а мысль создана для дела

27. Человек создан для действия. Не действовать и не существовать для человека — одно и то же

28. Ленивые всегда бывают людьми посредственными

29. Честь — это бриллиант на руке у добродетели

30. Чем более читаете, не размышляя, тем более уверяетесь, что много знаете, а чем более размышляете, читая, тем яснее видите, что знаете еще очень мало

31. Многочисленность фактов и сочинений растет так быстро, что в недалеком будущем придется сводить все к извлечениям и словарям

32. Он, должно быть, невежественный человек, поскольку отвечает на все вопросы, которые ему задают

33. Теории подобны мышам: они проходят через девять дыр и застревают в десятой

34. Люди мало размышляют; они читают небрежно, судят поспешно и принимают мнения, как принимают монету, потому что она ходячая

35. Торжество разума заключается в том, чтобы уживаться с людьми, не имеющими его

36. Выдать чужой секрет — предательство, выдать свой — глупость

37. Чтобы добиться успеха в этом мире, недостаточно быть просто глупым, нужно еще иметь хорошие манеры

38. Глуп тот человек, который остается всегда неизменным

39. Сколько нелепостей говорится людьми только из желания сказать что-нибудь новое

40. Признательность не всегда красноречива

41. Когда сказать нечего, всегда говорят плохо

42. Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена, а если повторяется, то наводит на нас скуку

43. Знать много языков — значит иметь много ключей к одному замку

44. Язык имеет большое значение еще и потому, что с его помощью мы можем прятать наши мысли

45. Способ нагнать скуку состоит в том, чтобы говорить решительно все

46. Искусство быть скучным состоит в том, чтобы говорить все

47. Что сделалось смешным, не может быть опасным

48. Объясненная шутка перестает быть шуткой

49. Откапывая ошибки, теряют время, которое, быть может, употребили бы на открытие истин

50. Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить

51. Читая в первый раз хорошую книгу, мы испытываем то же чувство, как при приобретении нового друга. Вновь прочитать уже читанную книгу — значит вновь увидеть старого друга

52. Книги на злобу дня умирают вместе со злободневностью

53. Почему не поднять голос против злодеев прошлого, знаменитых основоположников суеверия и фанатизма, тех, кто впервые схватил на алтаре нож, чтобы отдать на заклание строптивых, не желающих принять их воззрения?

54. С религией получается то же, что с азартной игрой: начавши дураком, кончишь плутом

55. Самый нелепый из всех деспотизмов, самый унизительный для человеческой природы, самый несообразный и самый зловредный — это деспотизм священников

56. Наиболее суеверные эпохи были всегда эпохами самых ужасных преступлений

57. Величайшие распри производят меньше преступлений, чем религиозный фанатизм

58. Суеверные в обществе то же, что трусливые в войске: они сами чувствуют и возбуждают в других панический ужас

59. Многочисленность законов в государстве есть то же, что большое число лекарей: признак болезни и бессилия

60. Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов

61. Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны

62. Кто прощает преступление, становится его сообщником

63. Никогда двадцать огромных томов не сделают революции, ее сделают маленькие карманные книжки в двадцать су

64. Добродетель и порок, моральное добро и зло — во всех странах определяются тем, полезно или вредно данное явление для общества

65. Твердость есть мужество ума, она предполагает просвещенную решимость. Упрямство, напротив, предполагает ослепление

66. Для великих дел необходимо неутомимое постоянство

67. Прекрасно быть скромным, но не следует быть равнодушным

68. Угрызения совести есть единственная добродетель, остающаяся у преступников

69. Люди никогда не испытывают угрызений совести от поступков, ставших у них обычаем

70. Истинное мужество обнаруживается во время бедствия

71. Слабость с обеих сторон — такова, как известно, особенность всех ссор

72. Ни на что не годится тот, кто годится только для самого себя

73. Если люди долго спорят, то это доказывает, что то, о чем они спорят, неясно для них самих

74. Затянувшаяся дискуссия означает, что обе стороны неправы

75. Глаза дружбы редко ошибаются

76. Величайшее удовольствие, какое только может чувствовать честный человек,— это доставлять удовольствие своим друзьям

77. Все почести этого мира не стоят одного хорошего друга

78. Любовь — самая сильная из всех страстей, потому что она одновременно завладевает головою, сердцем и телом

79. Бурная ревность совершает больше преступлений, чем корысть и честолюбие

80. Мрачная ревность неверною поступью следует за руководящим ее подозрением; перед нею, с кинжалом в руке, идут ненависть и гнев, разливая свой яд. За ними следует раскаяние

81. Каждый отец семейства должен быть хозяином у себя дома, а не в доме соседа

82. Хорошие характеры, как и хорошие сочинения, не столько поражают вначале, сколько под конец

83. Великие горести оказываются всегда плодом необузданного корыстолюбия

84. Страсти — это ветры, надувающие паруса корабля; ветер, правда, иногда топит корабль, но без него корабль не мог бы плыть

85. Тот, кто желает лишить человека страстей на том основании, что они опасны, уподобляется тому, кто пожелал бы выпустить из человека всю кровь, исходя из того, что она является причиной апоплексического удара

86. Внеобщественный человек не может иметь морали

87. Всякое желание есть зачаток новой скорби

88. Самолюбие – это наполненный ветром воздушный шар, из которого вырывается буря, лишь уколешь его

89. Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость

90. Гордость людей низких состоит в том, чтобы постоянно говорить о самом себе, людей же высших — чтобы вовсе о себе не говорить

91. Постоянная важность является лишь маскою посредственности

92. Зависть — яд для сердца

93. Надежда выздороветь — половина выздоровления

94. Старость создана для того, чтобы получать огорчения, но она должна быть достаточно благоразумна для того, чтобы переносить их безропотно

95. Для глупца старость — бремя, для невежды — зима, а для человека науки — золотая жатва

96. Старый поэт, старый любовник, старый певец и старый конь никуда не годятся

97. В бессмертие отправляются с небольшим багажом

98. С летами все страсти умирают; только себялюбие никогда не умирает

99. Я не согласен с тем, что вы говорите, но буду до последней капли крови защищать ваше право высказать вашу собственную точку зрения

100. Единственный способ заставить людей хорошо говорить о нас - это хорошо поступать самим

101. Люди, которые заняты возвращением здоровья другим людям, выказывая удивительное единение мастерства и человечности, стоят превыше всех великих на этой земле

102. Чудеса прекрасны, а утешить брата, помочь другу подняться из глубины страданий, простить врагу его заблуждения - это величайшие на свете чудеса

103. Что бы ты ни делал, попирай все препятствия и люби тех, кто любит тебя

104. История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды

105. Не бедность невыносима, презрение. Я могу обходиться без всего, но я хочу, чтобы об этом не знали

106. Предрассудок есть мнение не основанное на рассудке

107. Иной бесполезен в первом ряду, но во втором блистает

108. Счастье – это только сон, а горе действительность

109. Когда быдло берется рассуждать - все пропало

110. Откапывая ошибки, теряют время, которое, быть может, употребили бы на открытие истин

111. Торжество разума заключается в том, чтобы жить в мире с теми, кто разума не имеет

112. Оптимизм - это страсть утверждать, что все хорошо, когда в действительности все плохо

113. Журналы - это архивы пустяков

114. Медленная рука времени сглаживает горы

115. Доброта требует доказательств, красота же их не требует

116. Платье внушает глупцам уважение

117. Величайшие распри производят меньше преступлений, чем фанатизм

118. Времена наиболее суеверные были всегда временами ужаснейших преступлений

119. Суеверные в обществе - то же, что трусливые в войске: они сами чувствуют и возбуждают в других панический ужас

120. Суеверие делает людей глупцами

121. Предрассудки - разум глупцов

122. Нельзя иметь верного понятия о том, что не испытано

123. Cамыми чувствительными обидами бывают насмешки

124. Чем дальше шествует вперед разум, тем сильнее скрежещет зубами фанатизм

125. Кто не любит свободы и истины, может быть могущественным человеком, но никогда не будет великим человеком

126. Кто ограничивает свои желания, тот всегда достаточно богат

127. Почти никогда не делалось ничего великого в мире без участия гения

128. Всякое желание есть зачаток новой скорби

129. Никогда не бывает великих дел без великих препятствий

130. Страсти! Это ветры, надувающие паруса корабля, они его иногда топят, но без них он не может плавать

131. Человек рожден без всяких принципов, но со способностью их воспринимать

132. Злословие - бессмертная дочь самолюбия и праздности

133. Прекрасно только то, что естественно

134. Люди легко верят тому, чего страстно желают

135. Все мои усилия сводились к тому, чтобы убавить у людей глупости и прибавить им честности

136. Я умею только сомневаться

137. Я горячий друг истины, но отнюдь не желаю быть ее мучеником

138. Первое обвинение отбрасывается, второе задевает, третье ранит, а четвертое убивает

139. Соперничество - пища для гения

140. В раю климат лучше, но в аду компания настолько приятнее!

141. Мы оставим этот мир столь же глупым и столь же злым, каким застали его

142. Случай - это ничто. Случая не существует. Мы назвали так действие, причину которого мы не понимаем. Нет действия без причины, нет существования без оснований существовать

143. Метафизические системы для философов - то же, что романы для женщин

144. Делать то, что доставляет удовольствие, - значит быть свободным

145. Честь - это бриллиант на руке у добродетели

146. Знать много языков - значит иметь много ключей к одному замку

147. Язык имеет большое значение еще и потому, что с его помощью мы можем прятать наши мысли

148. Главное - ладить с самим собой

149. Когда слушающий не понимает говорящего, а говорящий не знает, что он имеет в виду, - это философия

150. Глаза читателя более строгие судьи, чем уши слушателя

151. Опасно быть правым, когда правительство ошибается

152. Идеальное правительство невозможно, потому что люди наделены страстями; а не будь они наделены страстями, не было бы нужды в правительстве

153. Все рассуждения мужчин не стоят одного чувства женщины

154. Развод столь же стар, как и брак, хотя, впрочем, брак на несколько недель древнее

155. Короли знают о делах своих министров не больше, чем рогоносцы о делах своих жен

156. Государственное образование, именовавшееся Священной Римской империей, не было ни священной, ни римской, ни империей

157. Словарь - это вселенная в алфавитном порядке

158. Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других

159. Боюсь, что земной шар - желтый дом Вселенной

160. В Спарте мелкая кража была в чести, потому что все богатство было общественным, но с того момента, как вы устанавливаете твое и мое, для вас становится невозможным рассматривать воровство иначе, как антиобщественное деяние, а следовательно, и как несправедливое

161. Девочки быстрее учатся чувствовать, чем мальчики – мыслить

162. Доктора - это те, кто прописывают лекарства, о которых мало знают, чтобы лечить болезни, о которых они знают еще меньше, у людей, о которых они не знают вообще ничего

163. Жизнь подобна пиру Домокла - меч свыше грозит нам вечно

164. Мы никогда не живем, мы лишь надеемся, что будем жить

165. Конец жизни печален, середина никуда не годится, а начало смешно

166. Все жанры искусства хороши, кроме скучного, но скука - не жанр

167. Кто мог бы страшиться смерти и отказываться от нее? Виновный боится ее, несчастный призывает, храбрый бросает ей вызов и идет навстречу ей, мудрец, ожидающий ее, принимает ее без сожаления

168. Если Бог сотворил человека по своему образу и подобию, то человек отплатил ему тем же

169. Догмат бессмертия души есть самая утешительная и в то же время наиболее устрашающая идея

170. Равенство есть вещь самая естественная и в то же время химера

Вернуться к оглавлению