ORATOR.RUКурсы ораторского искусстваЦицерон
самолет
телефоны






ИСТОРИИ

Самый мощный взрыв в истории

День 30 октября 1961 года в отличие от 12 апреля не вошел в политические календари СССР как день национальной гордости советских людей, хотя гордиться было чем. О том рекорде - зловещем, конечно, но во многом вынужденном - советские люди так и не узнали, как и ныне знают о нем далеко не все.

Речь идет о событии в истории отечественного научно-технического прогресса, которое резко отразилось на ходе "холодной войны" между двумя ядерными державами. В тот день в ясном небе над Новой Землей зажглось второе солнце. Оно горело в течение 70 секунд, озаряя огромный заснеженный архипелаг пронзительным, слепящим светом. Это был самый мощный в мире термоядерный воздушный взрыв - свыше 50 мегатонн в тротиловом эквиваленте.

Работы по созданию термоядерной бомбы АН602 развернулись в начале 50-х годов под руководством академиков Курчатова и Харитона (кстати, часто называвшийся западной пропагандой "отцом русской водородной бомбы" академик и правозащитник Андрей Сахаров был только одним из членов команды). Первое испытание советского термоядерного оружия состоялось 12 августа 1953 года - Сталин не дожил до этого всего полгода. Новое ядерное устройство по принятой в Союзе традиции получило кодовое название "Ваня", а более официально - "Иван". Однако само по себе создание бомбы и ее испытание в наземном варианте еще не решало вопроса ликвидации вероятного противника, ведь для эффективного применения необходимо было доставить бомбу к точке применения. А носитель 100-мегатонного термоядерного боеприпаса должен был отвечать соответствующим требованиям: обладать большой грузоподъемностью, дальностью, скоростью и высотностью полета. После соответствующих консультаций атомщиков и авиаторов было предложено использовать наработки по созданию самолета Ту-95.

К взрыву "царь-бомбы" начали готовиться за пять лет до установленного дня. На языке военных атомщиков она называлась весьма прозаично - "изделие 202", но имела невиданные до сих пор размеры: восьмиметровая бомба диаметром в два метра весила 26 тонн. Чтобы поднять в воздух такую махину, требовалась специальная переделка дальнего стратегического бомбардировщика Ту-95.

И вот этот день "Ч" наступил. 30 октября в 9 часов 27 минут командир воздушного корабля майор Андрей Дурновцев поднял сверхтяжелую машину в воздух. Вслед за ним взлетел и самолет-дублер Ту-16. В одном строю двинулись они по строго засекреченному маршруту в район сброса на Новой Земле.

Перед сбросом супербомбы самолет-дублер отправился километров на 15 вперед, дабы избежать излишнего риска. Майор Дурновцев и весь его экипаж в составе восьми человек должны были встретить небывалый в истории планеты взрыв в воздухе. Никто не мог гарантировать им безопасного возвращения.

Рассказывает начальник испытательного управления Новоземельского полигона Серафим Михайлович Куликов:

"Наступил ответственный момент - с высоты полета 10500 метров в 11 часов 30 минут бомба была сброшена по цели Д-2 в районе Маточкина Шара. Напряжение экипажа достигло кульминации - что произойдет дальше? Отделение от самолета груза массой 26 тонн для экипажа было весьма заметным: на самолете проявился эффект вибрирования, то есть, по определению летчиков, самолет "сел на хвост". Вмешательством пилота эффект был парирован - всё внимание экипажа сосредоточилось на слежении за отделившимся изделием.

По донесениям экипажей Ту-95 и Ту-16, а также по записям регистрирующей аппаратуры, супербомба отделилась от самолета-носителя Ту-95, началось выведение парашютной системы. Наконец, свершилось - на 188-й секунде после отделения супербомбы от самолета остров Новая Земля был озарен свечением небывалой яркости.

Вспышка наблюдалась в течение 65-70 секунд, а очень яркая ее часть - в течение 25-30 секунд. Взрыв изделия произошел по команде от барометрических датчиков, как и планировалось, на высоте 4000 метров над целью. В момент вспышки самолет-носитель находился от взрыва на удалении 40 километров, а самолет-дублер (лаборатория) - 55 километров. После окончания светового воздействия на самолетах были отключены автопилоты - в ожидании прихода ударной волны перешли на ручное управление. Ударная волна на самолеты воздействовала многократно, начиная с удаления от взрыва на 115 километров для носителя и 250 километров для самолета-дублера. Воздействие от ударной волны для экипажей было достаточно ощутимым, однако затруднений в пилотировании не вызывало".

Тем не менее летчики испытали немало пренеприятных минут. Во время вспышки в кабинах, закрытых светонепроницаемыми шторками, стало жарко, появился запах гари, с рабочего места штурмана-бомбардира потянуло дымом.
- Горим? - уточнил командир корабля.

К счастью, вскоре выяснилось, что пожара не случилось - вспыхнули только пыль и ворсинки, да задымилась обмотка жгутов, располагавшихся между остеклением и светозащитными шторками. Хуже всего было в кормовой кабине, обращенной непосредственно в сторону взрыва. Там было так жарко, что воздушному стрелку жгло лицо и руки.

"При съемке развития облака взрыва наблюдалось приближение ударной волны в виде расширяющейся сферы голубоватого цвета. Было видно прохождение ее по самолету. К моменту прихода ударной волны автопилот был отключен. Пилотирование самолетом продолжалось в режиме ручного управления. На самолет воздействовали три ударные волны - первая через 1 мин. 37 сек. после взрыва, вторая через 1 мин. 52 сек. и третья через 2 мин. 37 сек. Первая волна была самой ощутимой - мощный удар потряс самолет. Летчики парировали колебание штурвала, однако изменения угла тангажа и крена самолета не наблюдалось. Последующие волны были менее мощными, а воздействие третьей воспринималось в виде слабого толчка самолета. При прохождении ударных волн через самолет барометрические приборы (высоты, скорости полета и вариометры), имеющие связь с атмосферой, стали давать повышенные показания, стрелки их по нескольку раз перемещались в разные стороны. Процесс развития облака взрыва длился в течение 8-9 мин., высота его верхней кромки достигала 15-16 км, диаметр 30-40 км. Цвет облака был багровым, а ножка-ствол - голубовато-серым. Облачность (обычная) у основания ствола радиоактивного облака заметно втягивалась в него. Через 10-12 мин. после взрыва купол облака стал растягиваться по ветру, и через 15 мин. облако приняло вытянутую форму".

Самолет-лаборатория Ту-16 под командованием майора К. Лясникова получил воистину самоубийственное задание: взять курс на огненный шар и изучить, как действует ядерный взрыв на самолет. И он отправился выполнять задание. Трудно представить себе, какие надо было иметь нервы, чтобы вести самолет навстречу самому страшному из того, что могло происходить на планете Земля. Лясников рассказывает:

"После взрыва мы увидели привычный яркий свет. Но одно дело - тут же развернуть самолет и другое - идти прямо на вспышку. Смотрю, гриба еще нет, лишь огненный шар беснуется, разбухает. Потом он становится размером с километр и более, уже с грязными пятнами. Черный столб его поднимает и выбрасывает вверх. Срочно надо возвращаться - иначе гибель. А шар-облако вот уже почти рядом. Когда на твоих глазах рядом разворачивается ад кромешный, поверьте, не до восторгов... Это, скажу вам, похлеще, чем в фильме ужасов... До соблюдения ли инструкций в такой момент? Делаю градусов под семьдесят крен - немыслимый вираж закладываю на высоте одиннадцать тысяч метров. И это спасает..."

Не у всех выдерживали нервы в этом испытании. Один из пилотов, ходивших на ядерную "грозу", честно признавался начальнику испытательного управления С. Куликову:

"Серафим, не ругай и не срами меня - задание полностью выполнить не смогли. Впереди нас по полету образовалась бурлящая огненная стена. Нервы у нас не выдержали, и мы свернули в обход облака взрыва на расстоянии, далеком от заданного".

Самый мощный на планете взрыв носил порядковый номер 130. Это была грандиознейшая военно-пропагандистская акция века, а может быть, и во всей истории человечества: ведь взрыв супербомбы был приурочен к очередному - XXII съезду КПСС. Делегаты его и не подозревали о подарке, который подготовила им родная "оборонка".

Известный знаток Арктики, проработавший в гидрометеослужбе Севморпути на Диксоне более двадцати лет, Николай Григорьевич Бабич хорошо знает, как аукнулся для Севера тот давний рекордный взрыв.

"Взрывная волна трижды обогнула земной шар. Мы потом еще столько лет увозили людей с островов Карского моря, накрытых радиоактивным облаком. Однако лучевую болезнь никто не хотел диагностировать... Людей хоть как-то лечили. А вот тысячи белых медведей погибли от переоблучения. Сегодня поверхность островов никак не "фонит". Но ведь те 5-6 миллионов кюри, выброшенных тем взрывом в небо Арктики, никуда не делись. Их разнесло по белу свету. А период полураспада у этой гадости - сотни лет..."

Известный историк "холодной войны" контр-адмирал Георгий Костев рассказывает:

"Над Маточкиным Шаром рванули только пятьдесят мегатонн. А первоначально планировали все сто. Но ученые стали опасаться за состояние земной коры - не проломить бы..."

Никто не считал, сколько птиц сгорело в том рукотворном ядерном солнце. А те, что уцелели, - ослепли. Рыбаки рассказывали, что полет слепых чаек напоминал порхание летучих мышей. Большинство из них безмолвно качались на волнах, тихо умирая от голода.

Макет "царь-бомбы" АН602, среди создателей которой был академик Андрей Дмитриевич Сахаров, хранится ныне в музее Арзамаса-16. Начальник одного из тамошних НИИ генерал-полковник Негин поведал репортерам английского телевидения о том, что воодушевленные сверхмощным взрывом "сахаровцы" предложили Хрущеву суперпроект под кодовым названием "Армагеддон": направить в Атлантику корабль, начиненный дейтерием в 100 мегатонн тротилового эквивалента. Обшить его листами кобальта, чтобы при испарении металла в ядерном пекле возникло мощнейшее радиоактивное заражение. Хрущев подумал-подумал... И отказался.

Термоядерная авиационная бомба АН602 - самое мощное взрывное устройство, которое человечества применило за всю историю. Работы по ее созданию велись более семи лет с осени 1954 года по осень 1961 года. АН602 имела трехступенчатую конструкцию: ядерный заряд первой ступени (расчетный вклад в мощность взрыва - 1,5 мегатонны) запускал термоядерную реакцию во второй ступени (вклад в мощность взрыва - 50 мегатонн), а она, в свою очередь, инициировала ядерную "реакцию Джекилла-Хайда" (деление ядер в блоках урана-238 под действием быстрых нейтронов, образующихся в результате реакции термоядерного синтеза) в третьей ступени (еще 50 мегатонн мощности), так что общая расчетная мощность АН602 составляла 101,5 мегатонн. Первоначальный вариант бомбы был отвергнут по причине чрезвычайно высокого уровня радиоактивного загрязнения, которое она должна была вызвать, поэтому было решено не использовать "реакцию Джекилла-Хайда" в третьей ступени бомбы и заменить урановые компоненты на их свинцовый эквивалент. Это уменьшало расчетную общую мощность взрыва почти вдвое.

Бомба показала мощность больше расчетной - 57 мегатонн. Одновременно с ней конкурирующие коллективы разработчиков сделали бомбы в 25 и 100 мегатонн, но их никогда не испытывали. И слава богу.

Взрыв АН602 по классификации был низким воздушным взрывом сверхбольшой мощности. Результаты его впечатляли:
- Огненный шар взрыва достиг радиуса примерно 4,6 километра. Теоретически он мог бы вырасти до поверхности земли, однако этому воспрепятствовала отраженная ударная волна, подмявшая низ шара и отбросившая шар от земли.
- Световое излучение потенциально могло вызывать ожоги третьей степени на расстоянии до 100 километров.
- Ядерный гриб взрыва поднялся на высоту 67 километров; диаметр его двухъярусной "шляпки" достиг (у верхнего яруса) 95 километров.
- Ощутимая сейсмическая волна, возникшая в результате взрыва, три раза обогнула земной шар.
- Свидетели почувствовали удар и смогли описать взрыв на расстоянии тысячи километров от его центра.
- Звуковая волна, порожденная взрывом, докатилась до острова Диксон на расстоянии около 800 километров.
- Мощность взрыва превысила суммарную мощность всех взрывчатых веществ, использованных в ходе Первой и Второй Мировых войн, в том числе двух американских атомных бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки (16 килотонн и 21 килотонн соответственно).

Водородная бомба остается самым разрушительным оружием: по расчетам специалистов, взрыв мощностью 20 мегатонн может сравнять с землей все жилые дома в радиусе 24 км и уничтожить всё живое на расстоянии 140 км от эпицентра.

           Вернуться к оглавлению