ORATOR.RUКурсы ораторского искусстваЦицерон
Янтарная комната
телефоны






ИСТОРИИ

Про Янтарную комнату

янтарная комната янтарная комната янтарная комната янтарная комната янтарная комната янтарная комната янтарная комната янтарная комната янтарная комната янтарная комната янтарная комната янтарная комната

Янтарная комната (первоначально - Янтарный кабинет) - знаменитый шедевр искусства XVIII века, бесследно исчезнувший во время Великой Отечественной войны. В отделке помещения преимущественно использовался янтарь - кабинет состоял из янтарных панелей, украшений и панно.

На протяжении почти трех столетий Янтарная комната является своеобразным символом российско-германских отношений. Первоначально она создавалась в Пруссии для короля Фридриха I, потом была подарена Петру I, после чего она была дополнена зеркальными пилястрами под руководством Ф.Б. Растрелли, т.к. размеры изначального немецкого Янтарного кабинета были меньше российской Янтарной комнаты; затем Янтарная комната была похищена нацистами в Великую Отечественную войну и, наконец, в начале третьего тысячелетия, после возвращения Германией двух фрагментов, возрождена российскими мастерами.

История создания Янтарной комнаты

Автором первоначального проекта Янтарной комнаты считается Андреас Шлютер, с 1699 года занимавший должность главного архитектора прусского королевского двора. В процессе перестройки Большого королевского дворца в Берлине он решил использовать для отделки интерьера янтарь, никогда прежде для этих целей не применявшийся. Осуществлению оригинального замысла способствовала королевская коллекция янтаря, в которую входили три богато орнаментированные янтарные рамы с зеркалами.

Для работы с янтарем Шлютер пригласил датчанина Вольфрама, придворного мастера датского короля. Однако, когда в 1709 году работа была завершена, плохо закрепленные янтарные панно рухнули. Король разгневался и выслал мастера из страны. Вольфраму тоже дали отставку. Придворным архитектором прусского короля назначили шведа фон Гёте, у которого с янтарем отношения не сложились. Вскоре Фридриха I осенила идея - создать янтарный кабинет в замке Шарлоттенбург, но и там дело не было доведено до конца в связи со смертью короля. Его преемнику - Фридриху Вильгельму I янтарный кабинет оказался ненужным. Все детали собрали и свезли в берлинский цейхгауз (военную кладовую). Возможно, янтарное творение так и было бы предано забвению, если бы слух о необычном кабинете не дошел до Петра I. Русский царь-реформатор во что бы то ни стало захотел получить янтарный кабинет для Кунсткамеры.

Янтарная комната в России

В 1716 году Фридрих Вильгельм I в качестве дипломатического подарка преподнес Янтарный кабинет Петру I, а в придачу к нему еще и яхту "Либурника". Ответным подарком прусскому королю стали 55 русских гренадеров и кубок собственной работы. В Петербург янтарный кабинет везли в ящиках на восемнадцати телегах через Кенигсберг, Мемель и Ригу. В новой российской столице ценный груз принял губернатор Александр Данилович Меншиков. История не сохранила документов о том, как и почему в ящиках, распакованных Меншиковым согласно приложенной к грузу инструкции, не хватало многих деталей, но факт остается фактом - при жизни Петра янтарный кабинет так и не был установлен. Янтарные панно довольно долго лежали невостребованными в людских покоях Летнего дворца Петра, пока о них не вспомнила взошедшая на российский престол его дочь Елизавета. Она решила использовать янтарный кабинет для убранства одного из покоев Зимнего дворца - своей официальной резиденции. Устройством его занялся обер-архитектор Варфоломей Растрелли, который восполнил нехватку янтарных деталей зеркальными пилястрами и росписями панно "под янтарь" и разместил Янтарную комнату в Екатерининском дворце Царского Села.

Комната была расположена на площади 100 кв. метров, а 40 кв. метров янтаря разместились среди зеркал. Интерьер украшала мраморная флорентийская мозаика.

Неожиданно в 1745 году часть недостающих деталей декора нашлась - прусский король подарил Елизавете Петровне четвертую раму янтарного кабинета, сделанную по проекту архитектора Рейха. Собранная таким образом комната с 1746 года стала служить местом для официальных приемов. Но через девять лет императрица приказала перенести Янтарную комнату в Большой дворец Царского Села, что и было исполнено.

Свой окончательный вид Янтарная комната приобрела лишь к 1770 году, когда согласно воле Екатерины II в отделку комнаты были внесены некоторые изменения. Реставрация комнаты в последующем проводилась пять раз. Всерьез взяться за комнату намеревались в 1941 году.

Исчезновение Янтарной комнаты

Во время Великой Отечественной войны Янтарная комната оказалась не вывезенной в тыл в ряду других наиболее ценных экспонатов ввиду хрупкости деталей. Ее законсервировали, оклеив бумагой, марлей и ватой. Но спасти ее всё-таки не удалось. Дворец оказался на оккупированных территориях и оккупанты вывезли ее в Кенигсберг. Похищенные янтарные панно и двери были смонтированы в одном из залов Кенигсбергского замка и стали лучшим украшением работавшего там музея. После штурма Кенигсберга советскими войсками в апреле 1945 года при отступлении немецких войск, комната была демонтирована и не позднее 6 апреля 1945 года вывезена в неизвестном направлении. Янтарная комната бесследно исчезла, и ее дальнейшая судьба до сих пор остается загадкой.

Версии местонахождения

Поиски Янтарной комнаты, организованные сразу же после окончания войны, не дали результатов. Сначала полагали, что она сгорела в руинах Кенигсбергского замка. Но уже с 1946 года всё чаще стали высказываться мнения, что Янтарная комната пережила пожар и была эвакуирована из Кенигсберга и впоследствии оказалась в одном из до сих пор не найденных тайников на территории Германии, Австрии, Польши или Чехии. Выдвигаются множество других гипотез о том, что сегодня она может находиться в соляных шахтах Восточной Германии, в секретных хранилищах, американских банковских сейфах; что она была тайно вывезена нацистами в Южную Америку и до сих пор находится в руках их потомков; что комната была тайно вывезена в США и осела в частных коллекциях. Существует множество других версий.

Восстановление Янтарной комнаты

В конце 1970-х годов Совет Министров РСФСР распорядился восстановить Янтарную комнату. В 1983 году в России начались работы по ее восстановлению и к ноябрю 1996 года они были завершены примерно на 40%. На этих работах было занято 40 специалистов, руководил работами художник-реставратор Александр Журавлев.

За это время федеральный бюджет смог перечислить музею в общей сложности немногим более 7 млн долларов, причем деньги поступали весьма нерегулярно.

6 сентября 1999 года в Царском селе был подписан договор между Министерством культуры РФ и германским концерном "Рургаз" о выделении 3,5 млн долларов на восстановление Янтарной комнаты.

29 апреля 2000 года в Екатерининском дворе Царского Села министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал и.о. президента РФ В.В. Путину фрагменты подлинной Янтарной комнаты. В Россию вернулись два фрагмента комнаты, обнаруженные в Германии, - флорентийская мозаика "Обоняние и осязание", одна из четырех, изготовленных в 1787 году по заказу Екатерины, и янтарный комод, изготовленный в 1711 году берлинскими ремесленниками и занимавший одно из центральных мест в меблировке Янтарной комнаты.

В 1997 году немецкие власти конфисковали эту мозаику у некоего нотариуса, которому передал ее на временное хранение немецкий офицер, участвовавший в вывозе Янтарной комнаты из Царского Села. Нотариус попытался ее продать, но его судили, а право владения мозаикой признали за его дочерью. Она же отказалась от претензий на янтарную панель, передав все права на нее городу Бремену, который и передал ее музею-заповеднику "Царское Село". В итоге у реставраторов оказались две одинаковые картины. Одна из них была восстановлена из уральского камня, другая, подлинная, вернулась из Германии. При сравнении двух мозаик - найденного оригинала и сделанной реставраторами копии - выявились лишь незначительные расхождения. Мастера из Царскосельской янтарной мастерской сумели практически воссоздать школу флорентийских мозаичников XVIII века.

В феврале 2002 года в Царском Селе был завершен очередной этап воссоздания Янтарной комнаты: в Екатерининском дворце были установлены две большие янтарные панели на южной стене парадного зала. В центральную янтарную раму вмонтировали картину из цветных камней "Осязание и обоняние", выполненную в технике флорентийской мозаики.

К 13 мая 2003 года работы по восстановлению Янтарной комнаты в Екатерининском дворце были завершены и приняты у царскосельских реставраторов российско-германским экспертным советом с оценкой "отлично".

Реставрировали Янтарную комнату мастера - Александр Крылов, Александр Журавлев, Борис Игдалов.

Хранителем комнаты стал художник-реставратор Александр Крылов.

Официальное открытие

Официальное открытие Янтарной комнаты состоялось 31 мая 2003 года, в заключительный день основных торжеств в честь 300-летия Петербурга. В этот день в Екатерининский дворец прибыли Президент России Владимир Путин, канцлер Германии Герхард Шредер и все участники Европейского саммита, который собрался в юбилейном Петребурге.

3 июня 2003 года в Екатерининский дворец пришли все желающие.

Техническая информация

Высота Янтарной комнаты - 7,8 метра, площадь пола - 100 кв. метров, площадь трех стен, облицованных янтарем - 86 кв. метров.

Реставрация Янтарной комнаты длилась 23 года. На ее восстановление пошло 6 тонн янтаря и было израсходовано 11,35 млн долларов, в том числе 7,85 млн из бюджета России и 3,5 млн из средств немецкой компании E.ON Ruhrgas AG.

Для восстановления Янтарной комнаты использовался камень из Калининградского месторождения, в котором находится 95% мировых запасов янтаря.

Самый большой самородок, использованный в работе, весил один килограмм. Его купили у московского коллекционера.

           Вернуться к оглавлению