ИСТОРИИ
Про рекламу
Чего только не придумают рекламщики ради привлечения клиентов! Оказывается, у наших предков фантазия работала ничуть не хуже, чем у современных гениев рекламы. А, может, и лучше…
Вот, например, какой случай произошел в XIX веке в Калькутте. Полиция поймала опасного преступника. Суд приговорил его к смертной казни через повешение. В день казни к этому молодцу в камеру явился незнакомый солидный джентльмен. Они о чем-то долго разговаривали. Охранник смог расслышать только последние слова их диалога: «Я это сделаю, но вы заплатите моим родственникам 10 000 фунтов стерлингов», — сказал преступник. «Клянусь на Библии», — ответил джентльмен. Перед казнью в последнюю минуту жизни осужденному обычно разрешается произнести последнее слово. Этот преступник воспользовался данной возможностью весьма оригинально. Повернувшись к толпе, он громко прокричал: «Наилучший шоколад Вильямсона Кеннеди и Ко, Лондон, Пикадилли!» И тут же был повешен.
Заплатил ли солидный джентльмен за такую рекламу родственникам повешенного, история умалчивает. Но в лавочке господина Вильямсона Кеннеди посетителей наверняка прибавилось.
Некоторые хитрецы умудрялись в рекламных целях воспользоваться даже смертью. На одном кладбище Нью-Йорка есть могильная надпись: «Здесь покоится (далее следуют имя и фамилия умершего). Он застрелился из револьвера системы Кольт, убивающего наповал – лучшего оружия для этой цели».
Или, например, на кладбище в Балтиморе надгробие долгое время служило целым рекламным щитом. Очень дорогой и красивый памятник не мог не привлечь внимание людей, даже просто проходящих мимо. В надписи сообщалось много хорошего о Джоне Брауне. Только вот единственное, чего не хватало, так это даты смерти. В ответ на закономерный вопрос любознательных посетителей служитель кладбища объяснял: «Этот человек не только еще жив, но и бодр и здоров. Он устроил этот памятник в день своей свадьбы и открытия фабрики, производящей башмачную ваксу и мыло». Потом служитель охотно сообщал адрес фабрики.
Произошло это в середине 90-х годов XIX века в США в небольшом провинциальном театре. Как только поднялся занавес, зрители затаили дыхание в ожидании спектакля, а на сцене появилась исполнительница главной роли, неизвестный молодой человек из первого ряда достал револьвер и направил его на актрису. Девушка упала в обморок! Зрители с соседних кресел бросились было обезоруживать «гангстера», но тот быстро перевел дуло в их сторону. Все отшатнулись. Человек с револьвером выглядел свирепо и, казалось, готов был раздробить череп каждому, кто шевельнется. В театре послышались визги и стоны. Пока публика была в смятении, господин обратил дуло на себя. Не долго думая, он засунул ствол себе в рот и… откусил его. Это была простая безобидная шоколадка. С верхнего яруса на ошеломленную публику посыпались разноцветные открытки с адресом кондитерского фабриканта. А сам фабрикант преспокойно дожевывал шоколадный ствол. И хотя сия рекламная выходка была наказана, дела фирмы пошли в гору.
Оригинальный способ для привлечения посетителей придумал в XIX веке владелец одного небольшого нью-йоркского ресторана. Для начала он вывесил плакат, сообщавший, что каждый, кто зайдет в ресторан, хотя бы за кружкой пива, сможет бесплатно сделать свой фотопортрет (фотография в то время была дорогой новинкой). Публика клюнула. Многие люди, даже представители аристократических семей, побывали в этом самом заурядном ресторане только ради того, чтобы сфотографироваться в одиночку или группами со стаканом пива или вина в руке. Нафотографировав вволю почетных гостей, хозяин вывесил на дверях ресторана два огромных щита со всеми сделанными у него фотопортретами. А внизу большими золотыми буквами подписал: «Мои возлюбленные гости». Этот рекламный ход произвел потрясающий эффект. Ведь никто до этого времени и не подозревал, что такой третьесортный ресторан мог похвастаться подобными клиентами. Разумеется, после такого вернисажа дела ресторанчика пошли круто вверх. Кое-кто из местной аристократии угрожал коварному хозяину ресторана судебным преследованием за недозволенное выставление их портретов. Хозяин же отвечал, что будет ждать судебного разбирательства с большим нетерпением, потому что судебный процесс послужит новой рекламой для его заведения.
Летом 1889 года по улицам Сан-Франциско степенно расхаживал человек с огромными увеличительными стеклами в руках и очень вежливо зазывал прохожих полюбоваться в эти очки на Венеру, сиявшую на горизонте. Совершенно бесплатно! Очередь к странному «очкарику» все росла. И каждый из любопытных, посмотрев в очки, уходил смеясь. Ибо вместо планеты Венера, которую, видимо, все ожидали узреть, зрители видели через эти очки объявление «Покупайте мыло Венеры у Адама Смита и Ко».
Реклама на сапогах. На подошве сапог помещалась небольшая металлическая рамка, в которую помещался текст любой коротенькой рекламы. Особым механизмом при движении идущего набор смазывался литографской краской и оставлял следы с отчетливо отпечатанной рекламой где бы обладатель «чудо-сапог» не проходил. Изобретатель особенно рекомендовал такую обувь лицам, желающим выставить свою кандидатуру на выборах.
У базельского хозяина гостиницы Бернара частенько пропадали ножи и вилки. Чтобы, наконец, покончить с подобными кражами, а заодно и лишний раз напомнить о своей гостинице, он велел выгравировать на черенке каждого столового прибора «Украдено у Бернара».
Кристина Январская, «Аргументы и факты»
|