+7(495)695-15-10
ORATOR.RUКурсы ораторского искусстваЦицерон
телефоны






АФОРИЗМЫ

Никколо Макиавелли

(итальянский мыслитель, писатель, политический деятель)
(1469—1527)


1. Люди по натуре своей таковы, что не меньше привязываются к тем, кому сделали добро сами, чем к тем, кто сделал добро им

2. Следует заранее примириться с тем, что всякое решение сомнительно, ибо это в порядке вещей, что избегнув одной неприятности, попадаешь в другую.

3. Люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого

4. Следует остерегаться злоупотреблять милосердием

5. Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает

6. Всякая перемена прокладывает путь другим переменам

7. Человек, который желает при всех обстоятельствах пребывать добродетельным, остается лишь гибнуть среди множества тех, кто не добродетелен

8. Люди так простодушны и так поглощены ближайшими нуждами, что обманывающий всегда найдет того, кто даст себя одурачить

9. После смерти я хочу попасть в ад, а не в рай. Там я смогу наслаждаться обществом пап, королей и герцогов, тогда как рай населен одними нищими, монахами и апостолами

10. Добрыми делами можно навлечь на себя ненависть точно так же, как и дурными

11. Достойную осуждения ошибку совершает тот, кто не учитывает своих возможностей и стремится к завоеваниям любой ценой

12. Человек не может заставить себя свернуть с пути, на котором он до сих пор неизменно преуспевал

13. Цель оправдывает средства

14. Избегнув одной неприятности, попадаешь в другую; однако в том и состоит мудрость, чтобы взвесив все возможные неприятности, наименьшее зло почесть за благо

15. Кто хочет жить в мире, тот должен готовиться к войне

16. Всякий видит, чем ты кажешься, немногие чувствуют, кто ты на самом деле

17. Дела, неугодные подданным, государи должны возлагать на других, а угодные - исполнять сами

18. Дружбу, которая дается за деньги, а не приобретается величием и благородством души, можно купить, но нельзя удержать

19. Кому неведомо всегдашнее несоответствие между тем, что человек ищет и что находит?

20. Кто имеет хорошее войско, найдет и хороших союзников

21. Тот, кто имеет союзников, уже не вполне независим

22. Кто меньше полагался на милость судьбы, тот дольше удерживался у власти

23. Нельзя попустительствовать беспорядку ради избегания войны, ибо войны не избежишь, а преимущество в войне потеряешь

24. Лучше проиграть со своими, чем выиграть с чужими, ибо не истинна та победа, которая добыта чужим оружием

25. Люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость

26. Люди — враги всяких затруднительных предприятий

27. Любовь плохо уживается со страхом

28. Нет ничего труднее, опаснее и неопределеннее, чем руководить введением нового порядка вещей, потому что у каждого нововведения есть ярые враги, которым хорошо жилось по-старому, и вялые сторонники, которые не уверены, смогут ли они жить по-новому

29. Не следует никому давать советы и пользоваться чужими советами, кроме общего совета - правила каждому - следовать велениям души и действовать смело

30. Нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми

31. Неразумие людей таково, что они часто не замечают яда внутри того, что хорошо с виду

32. Нрав людей непостоянен, и если обратить их в свою веру легко, то удержать в ней трудно

33. Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает

34. Тяжелую болезнь в начале легче вылечить, но трудно распознать. Когда же она усиливается, ее легче распознать, но уже труднее вылечить

35. Умы бывают трех родов: один все постигает сам; другой может понять то, что постиг первый; третий - сам ничего не постигает и постигнутого другим понять не может

36. Человек осмотрительный, не умеющий сделаться отважным, когда это необходимо, становится причиной своей гибели

37. Чужие доспехи либо широки, либо тесны, либо слишком громоздки

38. В наши времена уже очевидно, что те государи, которые мало заботились о благочестии и умели хитростью заморочить людям мозги, победили в конце концов тех, кто полагался на свою честность

39. Государю нет необходимости обладать всеми добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими

40. Уважать следует того, кто щедр, а не того, кто может быть щедрым

41. Нрав людей непостоянен и если обратить их в свою веру легко, то удержать в ней трудно. Поэтому надо быть готовым к тому, чтобы, когда вера в народе иссякнет, заставить его поверить силой

42. Люди таковы, что, видя добро со стороны тех, от кого ждали зла, особенно привязываются к благодетелям

43. Лишь самонадеянный и дерзкий человек мог бы взяться рассуждать о том, что возвеличено и хранимо Богом

44. Кто проявляет щедрость, чтобы слыть щедрым, вредит самому себе. Ибо, если проявлять ее разумно, о ней никто не узнает, а тебя всё равно обвинят в скупости

45. Скупость – один из тех пороков, которые позволяют государю править

46. На пути к власти щедрость необходима. По достижении власти она вредна

47. Каждый государь желал бы прослыть милосердным, а не жестоким, однако следует остерегаться злоупотреблять милосердием

48. О людях в целом можно сказать, что они непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива

49. Люди меньше остерегаются обидеть того, кто внушает им любовь, чем того, кто внушает им страх

50. Люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества

51. Обладать добродетелью честности и неуклонно ей следовать вредно, тогда как выглядеть обладающим ей – полезно

52. Люди большей частью судят по виду, ибо увидеть дано всем, а потрогать руками – немногим

53. О действиях всех людей, а особенно государей, с которых в суде не спросишь, заключают по результату

54. Презрение государи возбуждают непостоянством, легкомыслием, изнеженностью, малодушием и нерешительностью. Этих качеств надо остерегаться, как огня, стараясь, напротив, в каждом действии являть великодушие, бесстрашие, основательность и твердость

55. Главное средство против заговоров – не навлекать на себя ненависти и презрения подданных и быть угодным народу

56. Ничто не может внушить к государю такого почтения, как военные предприятия и необычайные поступки

57. Государя уважают также, когда он открыто заявляет себя врагом или другом, т.е. когда он без колебаний выступает за одного против другого – это всегда лучше, чем стоять в стороне

58. Люди так тщеславны и так обольщаются на свой счет, что с трудом могут уберечься от льстецов

59. Бывает так, что двое, действуя по-разному, одинаково добиваются успеха. А бывает так, что двое действуют одинаково, но только один из них достигает цели. Зависит же это от того, что один образ действий совпадает с особенностями времени, а другой – нет

60. Фортуна непостоянна, а человек упорствует в своем образе действий, поэтому, пока между ними согласие, человек пребывает в благополучии, когда же наступает разлад, благополучию его приходит конец

61. И все-таки я полагаю, что натиск лучше, чем осторожность, ибо Фортуна – женщина, и кто хочет с ней сладить, должен колоть ее и пинать – таким она поддается скорее, чем тем, кто холодно берется за дело

62. Поэтому она (фортуна), как женщина – подруга молодых, ибо они не так осмотрительны, более отважны и с большей дерзостью ее укрощают

Вернуться к оглавлению