ORATOR.RUКурсы ораторского искусстваЦицерон
телефоны






АФОРИЗМЫ

Франц Кафка
(австрийский писатель и философ)
(1883—1924)

1. Высказанная вслух мысль сразу же и окончательно теряет значение; записанная, она тоже всегда его теряет, зато иной раз обретает новый смысл

2. Я знаю, что непостоянно богатство, ибо не достигают вечного невечным

3. Через рай порока достигаешь ада добродетели

4. Истина неразделима, значит, она сама не может узнать себя; кто хочет узнать ее, должен быть ложью

5. Задние мысли, с которыми ты впускаешь в себя зло, - это не твои мысли, а зла

6. Если я обречен, то обречен не только на смерть, но обречен и на сопротивление до самой смерти

7. Для здорового человека жизнь, собственно говоря, лишь неосознанное бегство, в котором он сам себе не признается, — бегство от мысли, что рано или поздно придется умереть. Болезнь всегда одновременно и напоминание, и проба сил. Поэтому болезнь, боль, страдание — важнейший источник религиозности

8. Кто познал всю полноту жизни, тот не знает страха смерти. Страх перед смертью лишь результат неосуществившейся жизни. Это выражение измены ей

9. Вечная молодость невозможна; не будь даже другого препятствия, самонаблюдение сделало бы ее невозможной.

10. Счастье исключает старость. Кто сохраняет способность видеть прекрасное, тот не стареет

11. Искусство всегда дело всей личности. Поэтому оно в основе своей трагично

12. Чтобы театр мог воздействовать на жизнь, он должен быть сильнее, интенсивнее повседневной жизни. При стрельбе нужно целиться выше цели

13. Бодрствуя, мы идем сквозь сон — сами лишь призраки ушедших времен

14. Случайность существует лишь в нашей голове, в нашем ограниченном восприятии. Она — отражение границ нашего познания. Борьба против случайности — всегда борьба против нас самих, борьба в которой мы никогда не можем стать победителями

15. Все дело в мгновении. Оно определяет жизнь

16. Оковы измученного человечества сделаны из канцелярской бумаги

17. Всё, в том числе и ложь, служит истине. Тени не гасят солнца

18. Жизнь все время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно

19. История, эта героическая родина во времени, сегодня уже не удовлетворяет евреев: они завоевали право на родину в пространстве

20. Что у меня общего с евреями? У меня едва ли есть что-нибудь общее с самим собой

21. Зло – это излучение человеческого сознания в определенных переходных положениях. Иллюзия – это, в сущности, не чувственный мир, а его зло, которое, однако, для наших глаз и составляет чувственный мир

22. Кто в мире любит своего ближнего, совершает не большую и не меньшую несправедливость, чем тот, кто любит в мире себя самого. Остается только вопрос, возможно ли первое

23. Лгут меньше всего, когда меньше всего лгут, а не тогда, когда для этого меньше всего поводов

24. Всеми страданиями вокруг нас должны страдать и мы. У всех у нас не одно тело, но одно развитие, а это проводит нас через все боли в той или иной форме

25. Две задачи начала жизни: все больше ограничивать свой круг и постоянно проверять, не спрятался ли ты где-нибудь вне своего круга

26. Дух лишь тогда делается свободным, когда он перестает быть опорой

27. Истинный путь идет по канату, который натянут не высоко, а над самой землей. Он предназначен, кажется, больше для того, чтобы о него спотыкаться, чем для того, чтобы идти по нему

28. Как можно радоваться миру? Разве только если убегаешь в него

29. Моя тюремная камера — моя крепость

30. Общение с людьми совращает к самоанализу

31. Радости этой жизни суть не ее радости, а наш страх пред восхождением в высшую жизнь; муки этой жизни суть не ее муки, а наше самобичевание из-за этого страха

32. Мы были созданы, чтобы жить в раю, рай был предназначен для того, чтобы служить нам. Наше назначение было изменено; что это случилось и с назначением рая, не говорится

33. Смерть перед нами — примерно как картина на стене класса, изображающая битву Александра Македонского. Все дело в том, чтобы еще в этой жизни затмить картину своими деяниями или совсем погасить

34. Смысл жизни в том, что она имеет свой конец

35. Теоретически существует полнейшая возможность счастья: верить в нечто нерушимое в себе и не стремиться к нему

36. Только люди, пораженные одинаковым недугом, понимают друг друга

37. Ты можешь держаться в стороне от страданий мира... Но, возможно, именно это уклонение и есть единственное страдание, которое ты мог бы избежать

38. У человека есть свобода воли, причем троякая. Во-первых, он был свободен, когда пожелал этой жизни; теперь он, правда, уже не может взять ее назад, ибо он уже не тот, кто тогда хотел ее, тот он лишь в той мере, в какой, живя, исполняет свою тогдашнюю волю. Во-вторых, он свободен, поскольку может выбрать манеру ходьбы и путь этой жизни. В-третьих, он свободен, поскольку тот, кто некогда будет существовать снова, обладает волей, чтобы заставить себя при любых условиях идти через жизнь и таким способом прийти к себе, причем дорогой хоть и избираемой, но настолько запутанной, что она ни одной дольки этой жизни не оставляет нетронутой. Это троякость свободной воли, но это ввиду одновременности и одинаковости, одинаковость по сути в такой степени, что не остается места для воли, ни свободной, ни несвободной

39. В борьбе между тобой и миром будь секундантом мира

40. Вера – как топор гильотины, так же тяжела, так же легка

41. Верить в прогресс не значит верить, что прогресс уже состоялся. Это не было бы верой

42. Добро в каком-смысле безотрадно

43. Есть два главных человеческих греха, из которых вытекают все прочие: нетерпение и небрежность. Из-за нетерпения люди изгнаны из рая, из-за небрежности они не возвращаются туда. А может быть, есть только один главный грех: нетерпение. Из-за нетерпения изгнаны, из-за нетерпения не возвращаются

Вернуться к оглавлению