+7(495)695-15-10
ORATOR.RUКурсы ораторского искусстваЦицерон
телефоны






АФОРИЗМЫ

Уильям Джеймс

(американский философ и психолог, основатель прагматизма и функционализма, профессор Гарвардского университета)
(1842—1910)


1. По сравнению с тем, какими мы должны были бы быть, мы пребываем ещё в полудремотном состоянии. Мы используем лишь незначительную часть своих физических и умственных ресурсов. В общем, можно сказать, что человек живёт, таким образом, далеко не в меру своих возможностей. Он обладает самого различного вида способностями, которые им обычно не используются

2. Казалось бы, поступок должен следовать за чувством, но в действительности поступок и чувство идут рядом, и, управляя поступками, находящимися под более прямым контролем воли, нежели чувства, мы получаем возможность косвенным образом управлять чувствами. Таким образом, высший сознательный путь к жизнерадостности, если она нами утрачена, - это взять себя в руки и заставить говорить и поступать так, как если бы жизнерадостность была уже обретена

3. Если вы опечалены, вы не можете сразу же развеселиться. Но если вы будете сидеть, двигаться и говорить с весёлым видом, вы невольно воспрянете духом

4. Чтобы чувствовать себя смелым, действуйте так, будто вы действительно смелы, напрягите для этой цели всю свою волю, и приступ страха, по всей вероятности, сменится приливом мужества

5. Если вы уверены в результате, вы непременно добьётесь его

6. Уступайте в серьёзных вещах, в которых вы и ваш противник пользуетесь совершенно равными правами, и уступайте в мелких, даже если все права в них явно на вашей стороне

7. Во все века человек который ориентируется на наиболее отдалённые цели, считался наиболее разумным

8. Глубочайшим свойством человеческой природы, является страстное стремление людей, быть оцененными по заслугам

9. В любом проекте важнейшим фактором является вера в успех. Без веры успех невозможен

10. Если молодой человек правильно проводит каждый час своего рабочего дня, он может с совершенной уверенностью, проснувшись в одно прекрасное утро, считать себя одним из компетентных людей своего поколения, какое бы занятие он себе не выбрал. Незаметно из всех мелочей его работы создаётся у него профессионализм как богатство, которое никогда не исчезнет. Молодёжь должна знать эту истину заранее. Незнание этой истины, вероятно, породило больше уныния и трусости у юношей, выходящих на трудное поприще, чем все другие причины вместе взятые

11. В начале любая оригинальная теория признается абсурдной, потом - верной, потом - самоочевидной и незначительной, и, наконец, столь важной и самобытной, что бывшие критики присваивают ее себе

12. Величайшая польза, которую можно извлечь из жизни, - потратить жизнь на дело, которое переживет нас

13. Гениальность - это всего-навсего непривычный взгляд на вещи

14. Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что не следует обращать внимания

15. Различие в восприимчивости одних и тех же вещей обусловлено различиями наших эмоций по поводу этих вещей, когда мы находимся в различных настроениях

16. Каждый из нас, в зависимости от обстоятельств, может быть дикарем или святым. Хороший человек отличается от плохого выбором

17. Наши мысли никогда не бывают в точности одинаковыми. Каждая мысль в данный момент единственна и неповторима и только носит подобие родства с другими нашими мыслями о том же самом факте

18. Один и тот же факт в разное время мы воспринимаем по-разному. Поэтому иногда мы удивляемся, как мы могли думать что-то другое месяц назад об этом. Что было нереальным, стало реальным, а что вызывало возбуждение - стало безразличным. На друзей, каждым словом которых мы дорожили раньше, наброшена тень; женщины, некогда казавшиеся нам божественными, теперь представляются скучными

19. Мы слышим не голый гром, а гром нарушивший тишину и представляющий контраст с нею. Ощущение грома - это в то же время ощущение прервавшейся тишины. Трудно найти в сознании человека ощущение которое бы исключительно ограничивалось настоящим без предыдущих впечалений

20. Когда необходимо сделать выбор, а вы его не делаете, - это тоже выбор

21. С физиологической точки зрения приобретенная привычка есть не что иное, как образование в мозгу нового пути, по которому идут нервные токи

22. Суть добра - попросту в удовлетворении спроса

23. Теории представляют собой не ответы на загадки, а ответы, на которых мы можем успокоиться

24. Человек - самый страшный хищник на свете, ибо только человеку свойственно охотиться на себе подобных

25. Чувство собственного достоинства равняется успеху, поделенному на притязания

26. Эволюция от животного к человеку определяется, по существу, тем, что со временем поводов для страха становится все меньше

27. Один и тот же разумный вывод разные люди будут делать по-разному. У одного преобладают зрительные представления, у другого - слуховые. У одного мышление будет сопровождаться эмоциями, другой обойдётся без них; одни будут кратки и быстры, другие станут колебаться в рассуждениях, расчленяя их на последовательные ступени. Все эти мыслители в сущности имели в виду одну и ту же мысль. Но каждый из них был бы поражён, если бы смог проникнуть в мысль соседа и убедился бы в том, сколь отличается ход мышления соседа от его собственного

28. Общество деградирует, если не получает импульсов от отдельных личностей; личность деградирует, если не получает сочувствия от всего общества

29. Мы сами решаем, какие ощущения признать за более реальные и существенные, чем все остальные. Если, например, четыре человека объедут весь мир, то один из них привезет впечатления о костюмах и одежде; другой - о ценах и расстояниях; третий будет в состоянии дать богатый отчет о посещении театров, ресторанов и публичных гуляний; четвертый будет погружен в свои собственные переживания и кроме названий нескольких крупных городов не в состоянии будет ничего рассказать. Из всей массы прошедших перед глазами предметов каждый выбрал то, что возбуждало его особый интерес и из этого слагал свой опыт. И большая часть предметов осталась для каждого незамеченной

30. Нет такой души, которая чувствовала бы такой же интерес к "я" своего соседа, как к своему собственному. "Я" соседа сливается для нас со всеми прочими вещами в одну чуждую нам общую массу

31. Мы не только стадные животные, жаждущие пребывать на виду у наших близких, но мы имеем прирожденное желание производить на ближних выгодное впечатление

32. В каждом человеке сочетается много личностей, каждая из которых проявляется в разных ситуациях. Многие юнцы, например, держатся перед родителями сущими скромниками, но среди товарищей бранятся и бесчинствуют не хуже пиратов. Мы же перед детьми обнаруживаем себя совсем с другой стороны, чем перед клубными сотрапезниками. Перед теми, кого мы нанимаем на работу, мы держимся иначе, чем перед теми, кто нанимает нас

33. Громадная масса людей одержима страстью видеть своё имя в газетах, безразлично, в каком разделе - в "хронике", "интервью" или "скандалах"

34. Значительная часть того, что люди называют духовным, сводится к заботам о материальном самообеспечении за пределами смерти. В стремлении магометанина попасть в рай и стремлении христианина избежать адских мучений одинаково сказывается материалистичность искомых благ

35. Весьма вероятно, что никто не мог бы приносить жертвы ради справедливости, не имея надежды на благодарность окружающих

36. Такие изречения, как Иова: "Хоть он [Бог] убивает меня, но я буду верен ему", или Марка Аврелия: "Если боги ненавидят меня и детей моих, значит на это есть причина", позволяют предположить, что Иов, несомненно, мысленно утешал себя тем, что после того, как божья кара над ним свершится, Иегова признает его преданность; точно так же Римский император [Аврелий] был уверен в том, что абсолютный разум не окажется совершенно равнодушным к его преклонению перед немилостью богов. Старинный искус благочестия: "Соглашаешься ли ты во славу Божью подвергнуться проклятию?", получит утвердительный ответ в устах тех, кто в тайниках сердца надеялся, что таким образом они извлекут больше выгоды

37. Очевидно, никакое впечатление не может перейти в сознательный опыт, если ему не удастся проникнуть в мозговые полушария и вызвать там те или иные процессы

38. Произвольное внимание [усилием воли] может поддерживаться не более нескольких секунд подряд

39. Никто не может непрерывно сосредодачиваться на предмете, который не изменяется

40. Чем больше у нас интерес к предмету, тем мы к нему внимательней

41. Воспринимая мир, мы наперед представляем себе то, что ожидаем увидеть. Каждый шорох в лесу кажется охотнику звуком от движения подстерегаемой им добычи, а беглецу - шагами его преследователей

42. Люди замечают в предметах только те их стороны, которые они ранее научились различать

43. Каждый из нас может приметить новое явление после того, как нам на него указали, но едва ли кто из десяти тысяч человек сумеет самостоятельно открыть это явление

44. Даже в области искусства требуется, чтобы кто-нибудь подсказал нам, что должно вызывать у нас восторги

45. Психология, подобно всем наукам, должна постулировать полнейший детерминизм, и вместе с тем она должна изъять из своего ведения понятие свободной воли

46. Если бы все холодные предметы были в то же время мокры, то мы не имели бы повода проводить различия между холодом и мокротой. Если бы по мере поднятия предмета вверх он всё сильнее бы нагревался, мы применяли бы одно и то же слово для обозначения и теплоты, и высоты

47. Любая эмоция имеет своё выражение в учащении дыхания, сердцебиении, приливе крови к лицу и т.д. - то есть, эмоции проявляются в телесных ощущениях. Следовательно, нет возможности постигнуть эмоции сами по себе, как духовное состояние вне связи с ощущениями более низкого, физического порядка. Я сильно сомневаюсь в принципиальной возможности существования эмоции как только духовного факта

48. Если я внезапно произнесу слово "жаба", то зоолог подумает о пресмыкающемся, а врач - о горловой болезни. Если я скажу: "материя", то продавец промтоваров подумает о шелковой или шерстяной ткани, а физик или философ - о веществе

49. Пусть кто-нибудь попытается, я не скажу - остановить, но только подметить настоящий момент времени - и последует один из самых неудачных опытов. Где оно, это настоящее? Оно расстаяло, исчезло прежде, чем мы могли его коснуться. По словам поэта: "Миг, когда я говорю, уже далек от меня!". Настоящее является совершенно идеальной абстракцией, никогда не реализующейся в чувстве и, вероятно, категорией непознаваемой. Размышление приводит нас к заключению, что настоящее должно существовать, но то, что оно существует никогда не может быть фактом нашего непосредственного опыта

50. Время, заполненное интересными событиями, кажется коротким, когда оно протекает, но долгим, когда мы его окидываем взглядом в прошедшем. С другой стороны, время, не заполненное событиями, кажется долгим во время его движения, и коротким, когда мы о нем думаем впоследствии. Неделя путешествия или посещения зрелищ может в воспоминаниях казаться равной месяцу, а месяц однообразного нахождения в больнице приносит едва ли больше воспоминаний, чем один день

51. Секрет хорошей памяти связан с образованием многочисленных и разнообразных ассоциаций с каждым фактом, который мы пытаемся сохранить в памяти. Из двух людей с одинаковым количеством опыта и одинаковой врожденной памятью, тот, который больше думает о своих опытах и приводит их в систематические ассоциации с каждым другим опытом, будет иметь лучшую память

52. Никакая умственная копия не может возникнуть в уме, если раньше не было возбуждено извне соответствующее ощущение. Ослепший человек может представлять зрительные образы через много лет после потери зрения. Но слепой от рождения никогда не сможет вообразить, на что похож свет - он не может иметь умственного зрения

53. По словам Локка, "ум не может составить ни одной новой простой идеи". Причины для всех таких идей должны быть получены извне

54. Процесс ощущения [реального мира] подобен процессу вызывания образов, но только интенсивнее его. Если бы не было этого особого приспособления, мы не отличали бы реальность от фантазии, наше поведение приспособлялось бы не только к окружающим фактам, но также к воображаемым идеям, и наше поведение не всегда соотвествовало бы внешним воздействиям, было бы бессмысленным и мы были бы не в силах охранять свою жизнь

55. Слуховые ощущения неотличимы от слухового воображения, если они очень слабы. Некоторые скрипачи пользуются этим в окончаниях diminuendo [постепенное ослабление силы звучания]. После того, как pianissimo [очень тихое звучание] достигло своего высшего предела, они еще продолжают водить смычком, как будто еще играя, но тщательно избегают касания им струн. Благодаря такому приему слушатель ощущает воображаемый звук, еще более утонченный, чем самое тонкое pianissimo

56. Между восприятием действительности и галлюцинацией нет резкого различия

57. Галлюцинация - столь же ясное и полное ощущение, как если бы оно было ощущением, полученным от настоящего реального предмета

58. Все наши ощущения - зрительные, слуховые и прочие - являются знаками. Знаки - не суть естественные знаки, а свойства, ассоциированные опытом

59. Гений отличается от обычных умов чрезвычайным развитием ассоциаций по сходству

60. Мы говорим, что человек - разумное существо, а все остальные животные неразумны. Тем не менее, трудно решить, что понимают под разумом

61. Цель науки - достигнуть таких концепций, которые наиболее соответствовали бы реальности

62. Ученость встречается чаще, чем прозорливость; способность заучивать старые правила встречается чаще, чем способность вносить новые точки зрения

63. Ни один предмет не обладает абсолютно существенным свойством. То свойство, которое для нас является существенным в одном, может быть несущественным в другом. Когда я пишу, то мне важно свойство бумаги отражать информацию. А если мне хочется развести костер, то мне важна ее способность гореть. В действительности бумага обладает бесчисленным количеством свойств

64. Бог может нам простить грехи наши, но нервная система - никогда

65. Нет худшей лжи, чем неправильно понятая истина

66. Многое из того, что мы называем злом, часто можно обратить в бодрящее и вдохновляющее добро путём простой перемены умонастроения

67. Согласитесь принять то, что уже есть. Примирение с тем, что уже случилось - первый шаг к преодолению последствий всякого несчастья

Вернуться к оглавлению