+7(495)695-15-10
ORATOR.RUКурсы ораторского искусстваЦицерон
бутылочная почта
телефоны






ИНТЕРЕСНОЕ

Бутылочная почта

Если среди волн океана или на морском берегу вам попадется обросшая морскими водорослями тщательно закупоренная бутылка, в 95 случаях из 100 в ней есть какое-то важное сообщение. Мало найдется в мире праздных людей, которые ради забавы бросали бы в море малозначащие записки в стеклянных «конвертах». Обычно к этой своеобразной почте прибегали в исключительных, большей частью трагических случаях.

Одной из известных была история японского пиратского брига, который вышел в свой разбойничий рейс весной 1784 года из укромной гавани острова Кюсю. Глубокой осенью судно попало в жестокий тайфун, получило повреждение и затонуло, разбившись о рифы небольшого кораллового островка. Пираты вплавь добрались до берега. Но жить на этом безлюдном острове им пришлось недолго. Лишенные пищи и воды, они умирали один за другим. Последний оставшийся в живых японец Мацуяма перед смертью написал на деревянной дощечке за неимением бумаги о судьбе своего корабля и его команды. Эту дощечку он вложил в бутылку, засмолил горлышко на костре и бросил ее в море. По странному капризу судьбы бутылка была обнаружена рыбаками неподалеку от того места, где родился Мацуяма — у поселка Хиратутемура. Но послание было найдено через 150 лет, в 1935 году.

Вот еще несколько морских трагедий, известия о которых были принесены бутылочной почтой.

В 1933 году английский пароход «Сэксилби» шел с грузом железной руды в Ирландию. В 400 милях от Ирландии судно попало в сильный шторм. Радиосвязь прервалась. Пароход вместе с 26 членами экипажа бесследно исчез. Три года о нем не было никаких известий, но вот 23 апреля 1936 года на побережье Уэльса была найдена банка из-под какао, а в ней записка: «Сэксилби» тонет в районе Ирландского берега. Привет сестрам, братьям и Дине. Джо О'Кэйн». По удивительной случайности записка была найдена у города Аберавок, почти у порога дома, где жили родные Джо. Так Джо О'Кэйн простыми средствами достиг того, чего не могли сделать ни капитан, ни радист. Он был единственным, кто сообщил на берег о судьбе своего парохода.

В 1902 году в Северной Атлантике пропал без вести пароход «Гурониан». Его долгое время разыскивали два британских крейсера, но поиски не увенчались успехом. И тут помогла бутылочная почта. Были найдены две записки, вложенные в бутылки — одна у берегов Новой Шотландии (Северная Америка), а другая близ Ирландии. Записки извещали, что «Гурониан» перевернулся и затонул. Четырнадцать членов экипажа пытались спастись на шлюпке, несколько дней они провели в борьбе с бушевавшим океаном. Спастись, однако, никому не удалось.

1 февраля 1916 года немецкий цеппелин Z-19 был подбит во время ночного рейда в Англию. Он повернул обратно и скрылся из виду. Долгое время о нем не было никаких известий, пока к берегам Германии не прибило бутылку с запиской командира цеппелина Отто Луве, заканчившуюся словами: «наш последний час близок».

В 1942 году гоночная яхта Гарольда Дугласа не вернулась в порт Сидней. Только через 7 месяцев на берегу близ Сиднея была найдена брошенная Дугласом бутылка. Он сообщал, что на яхте испортилась машина, и судно вынесло в открытый океан. К записке было приложено завещание, написанное на банковском чеке.

Но бывало и так, что всё оканчивается благополучно и бутылочные «письма» читали сами авторы, их составившие, и сами же смеялись над своими страхами. Так было с майором Мак Грегором, который вместе с женой и дочерью в 1845 году плыл на паруснике, направляющемся в Индию. В Бискайском заливе на судне вспыхнул пожар. Пламя охватило нижние жилые помещения и надстройки корабля. Команда потеряла надежду потушить пожар и стала готовить шлюпки к спуску на воду. Находясь на корме, куда еще не добрался огонь, Марк Грегор быстро написал письмо близким и знакомым, вложил его в бутылку и бросил в море. Через 11 часов шлюпка была подобрана другим судном, и Мак Грегор с семьей благополучно вернулся в Англию. А спустя 18 месяцев он получил свое послание. Бутылку прибило к берегу у Багамских островов.

Бутылочной почтой иногда отправляли любовные послания. Так, газета «Ригас Валсс» от 26 июня 1958 года, со ссылкой на австрийскую газету «Фольксштимме», рассказала, как одна изобретательная норвежская девушка применила оригинальный способ знакомства. Помимо записки с предложением вступить в брак она вложила в бутылку свою фотографию и доверила эти документы волнам Атлантики. Девушка не надеялась на успех этого романтического предприятия, но почта на сей раз не подвела: бутылку нашла команда рыболовецкой шхуны. И вот однажды все 23 холостых члена экипажа явились к девушке и попросили ее сделать свой выбор. Счастливым избранником оказался капитан шхуны.

Существует и другой, чисто научный подход к использованию бутылочной почты. У некоторых исследователей возникла мысль воспользоваться столь дешевым средством для изучения морских течений. Действительно, если знать место, где была брошена в море и потом найдена бутылка, то можно определить основное направление, по которому она дрейфовала. Если при этом будет известно, когда ее выбросили и когда нашли, можно иметь представление о скорости, с которой она плыла.

Как только была сформулирована эта простая гипотеза, в море с целью изучения течений стали бросать громадное количество бутылок. И расчет полностью оправдался. Бутылочная почта оказала науке о море неоценимые услуги.

Первый, кто использовал этот способ, был француз Лагеньер. Возвращаясь в 1763 году во Францию после долгой службы на Антильских островах, он бросил за борт судна 14 бутылок. Одна из них, брошенная в 47° с. ш. и 28° з. д., была найдена на побережье Франции, в Бретани.

Примеру Лагеньера последовали многие ученые, путешественники и капитаны кораблей. В печати стали появляться описания возможных путей плавания бутылок с изображением этих путей на картах. Стали вычерчивать схемы течений, составленные на основании бутылочной почты. Французский гидрограф Досси в 1839 году систематизировал весь накопленный материал о плаваниях бутылок с 1763 пo 1838 гг. и составил карту, основанную на дрейфах 97 бутылок. Карта английского морского офицера Вичера, изданная в 1843 году, содержала сведения о плавании 119 бутылок; через 9 лет он переиздал свою карту, дополнив ее данными еще о 61 бутылке.

Принц Альберт Монакский — известный океанограф — в период между 1885 и 1888 гг. для изучения течения Гольфстрим выбросил в Северной Атлантике 1675 бутылок, из которых найдено было 226 штук. Альберт Монакский на основании анализа всех известных ему дрейфов бутылок составил одну из первых карт течений.

Подобные крупные серии исследований течений при помощи бутылочной почты были проведены во всех морях и океанах. В 1894-1897 гг. английские рыбаки по просьбе Шотландского рыболовного управления выбросили в Северном море 3500 бутылок, из которых нашли 572.

В полярных морях, во избежание раздавливания бутылок льдами, употреблялись деревянные или металлические буи, как это было проделано, например, в последнее время Главным управлением Северного морского пути в Северном Ледовитом океане.

Бутылочная почта сравнительно дешевым путем доставляла сведения о течениях, что имело большое научное и практическое значение. Несмотря на свою кажущуюся примитивность, этот способ изучения морских течений не только не изжил себя, но с успехом применяется и в настоящее время.

Успешность почты (т. е. процент найденных бутылок относительно общего количества выброшенных в море) зависит от обжитости побережий тех морей, где этот способ применяют. В морях, побережья которых мало населены, выброшенные на берег бутылки часто подолгу остаются необнаруженными и со временем заносятся песком.

В 1847 году экспедиция Джона Франклина, при попытке пройти из Атлантического океана в Тихий северо-западным проходом, выбросила в море около 230 бутылок с записками, извещавшими о бедственном положении экспедиции. Но прошло свыше ста лет и только 3 из них были найдены (т. е. чуть больше 1%). Если же побережье хорошо обжито, число возвращенных бутылок может составлять 25-30%.

В настоящее время, когда накоплен и опубликован богатый архив бутылочной почты, представляется возможным проследить наиболее интересные случаи дрейфа бутылок, которые оказались великолепными морскими путешественниками и нередко преодолевали расстояния больше 10 тысяч миль.

Одним из самых длинных плаваний можно считать дрейф бутылки, брошенной в море в конце 1948 года у берегов Австралии, близ Мельбурна. Эта бутылка была найдена на южном побережье Англии в июне 1952 года. Предполагают, что она пересекла Индийский океан с востока на запад, совершила сложный путь по Атлантическому океану, и, наконец, попав в систему Гольфстрима, была доставлена этим течением к порту Ярмут. За 3,5 года бутылка проплыла не менее 13 тысяч морских миль. Члены английского клуба «морских бутылок» склонны считать ее путь самым длинным за всю историю почты.

Другую бутылку, брошенную у берегов Патагонии, Аргентина (45° ю. ш. и 60° з. д.), нашли у северо-западных берегов Новой Зеландии (37° ю. ш., 173° в. д.). За 3,5 года она прошла около 11 тысяч морских миль со средней скоростью около 9 миль в сутки (0,4 узла).

Путь бутылки, найденной у берегов Англии около Сент-Айвса (Корнуэлл), был не менее сложным. Ее дрейф от берегов Пакистана (Карачи) до Англии в 11 тысяч миль продолжался 4,5 года.

Бутылочная почта не потеряла своего значения до сих пор и как средство связи, и как средство исследования течений в морях и океанах.

Ю. В. Истошин, Б. Л. Лагутин. «В морях и океанах»

           Вернуться к оглавлению