+7(495)695-15-10


Orator.ru  ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО И МАСТЕРСТВО ОБЩЕНИЯ

Выпуск 8 Архив рассылки
ПРОЯВЛЯЙ УВЕРЕННОСТЬ - И СТАНЕШЬ УВЕРЕННЫМ

       "Я утверждаю, что человек никогда не сумеет познать самого себя", - сказал Гёте.

      Недавно на мониторе компьютера я видел рентгеновский снимок человеческого зуба. Снимок был большой - на весь экран, очень четкий и подробный. Я увидел там реки и горы, а также океаны и континенты. Мне подумалось, что если увеличить масштаб зуба в миллионы раз, то нам откроется мир, подобный нашему, - не менее яркий и загадочный, такой же противоречивый, со своей борьбой за существование. Ведь масштаб - величина относительная. Бесконечно малое одновременно является бесконечно большим, как писал бельгийский поэт Эмиль Верхарн, "Миры скрываются в песчинках малых". (Думаю, что вам тоже еще в далеком детстве приходила в голову такая идея). И меня посетила мысль, что в обычном зубе, который нам интересен только с практической точки зрения, помимо кариеса кроется немало тайн, которые мы никогда не сможем раскрыть, - как сказал Ницше, "самые простые вещи очень сложны". И что зуб непознаваем. А человек - тем более.

Человек, словно в зеркале мир, - многолик -
Он ничтожен, и он же безмерно велик.
        
                                                     О. Хайям

      Человек состоит из нематериальной души, управляющей материальным телом - гласит дуалистическая концепция, восходящая к доисторическим временам. (Т.е. человек = душа + тело).

      В научной психологии, однако, утвердилось другое представление. За более чем два тысячелетия сознательных поисков людьми не только не обнаружено то, что называется душой, но также, как писал крупнейший австрийский физик ХХ века, нобелевский лауреат Эрвин Шредингер в своей книге "Разум и материя", "бесплодными оказались поиски того места, где разум действует на материю или наоборот". Поэтому, похоже, что наши чувства и мысли, т.е. то, что принято называть душой, - это всего лишь результат жизнедеятельности нервных клеток головного мозга. Это монистическая концепция, разделяемая большинством современных ученых. По их мнению, нет никакой необходимости искать объяснение психических функций мозга не в материальных процессах, происходящих в организме, а где-то еще. (Т.е. душа = мозговые процессы).

      Пример. Если человек ослеп по причине повреждения глазной сетчатки или зрительных нервов, то, несмотря на отсутствие зрения, у него, тем не менее, сохраняется зрительное воображение. Если же человек ослеп по причине разрушения зрительного центра в мозгу, к которому через зрительный нерв идут токи от сетчатки (это так называемая душевная слепота), то, даже если его глаза в полном порядке, у него будут отсутствовать не только ощущения света, но и все зрительные образы и воспоминания, т.е. он потеряет свои зрительные "идеи". При душевной слепоте зрение пропадает, как будто его и не было вовсе. Если ответственный за зрение участок мозга не функционирует, то человеку просто нечем вспомнить, как выглядели предметы, которые он видел раньше.

      Бывает также душевная глухота или пропадание любого другого чувства, если повреждены соответствующие участки мозга. Понятно, что человек может вспомнить только то, что он когда-то видел, слышал, осязал, обонял и вкушал. Если не функционируют мозговые центры, воспринимающие токи от наших пяти органов чувств, то человек не будет ничего ощущать, точно так же, как ничего не ощущает мертвое тело. Похоже, что все наши ощущения - это активные процессы в мозгу.

      Некоторые ученые расширили этот монистический взгляд, распространив его на всю Вселенную. По их мнению, в природе существуют уровни организации интеллекта, которые возрастают по мере усложнения организации материи - скажем, от камня до самых высокоорганизованных существ. Что касается человека, то он - всего лишь одно звено в этой огромной совокупности. Вся Вселенная живая.

      С точки зрения монистической концепции, любое наше душевное переживание находит отражение в телесных движениях. Причем, наши внутренние состояния не являются причиной или следствием соответствующих им движений тела, а совпадают с ними.

      Когда мы волнуемся, например, при публичном выступлении, то это переживание может выражаться в таких произвольных движениях тела, как: мускульные зажимы; лишние жесты, не зависящие от произносимых слов; бегающий взгляд, направленный не в глаза слушателей, а блуждающий по стенам, полу и потолку; тихий, дрожащий голос и т.д. А также в таких непроизвольных (рефлекторных) движениях, как: повышение содержания адреналина и других гормонов в крови, учащенное сердцебиение, изменение кровяного давления, покраснение лица, потоотделение, изменение диаметра зрачков и т.д. (Кстати, при помощи детектора лжи выявляют именно эти, часто внешне незаметные, непроизвольные движения тела).

      Похоже, что наши внутренние состояния и соответствующие им движения тела, как прозрачность и горный воздух, не могут существовать отдельно друг от друга, так как являются одним целым. Отсюда можно сделать важный вывод:

     управляя своими телесными движениями, мы сможем управлять соответствующими внутренними состояниями.

      Конечно, управлять непроизвольными движениями сложно (попробуйте, например, усилием воли замедлить сердцебиение), но произвольные движения полностью подвластны сознательному контролю.

      Поэтому еще один рецепт роста уверенности в себе звучит так: проявляйте признаки уверенности, ведите себя уверенно, и вы почувствуете уверенность. Сначала эти признаки надо будет контролировать сознательно, а потом они войдут в привычку и станут неотъемлемой частью вашей личности.

      Что это за признаки? Мы их подсознательно чувствуем, они все как на ладони. Речь воспринимается двумя органами чувств - зрением и слухом, поэтому одна часть признаков уверенности при публичных выступлениях - зрительные, а другая - слуховые.

Основные признаки уверенности при выступлениях
  1. Зрительные
    - Осанка правильная;
    - Взгляд больше в глаза слушателей (меньше по сторонам), фиксированный (задерживать в одной точке не менее 2 секунд, иначе он выглядит со стороны как бегающий, т.е. беспокойный);
    - Жесты со свободной (а не скованной) амплитудой, синхронно с произносимыми словами;
    - Отсутствие лишних движений и мышечных зажимов.

  2. Слуховые
    - Голос достаточно громкий (на последний ряд слушателей), ровный. Если голос задрожал - следует прибавить немного громкости и дрожь, как правило, пропадает;
    - Тон голоса уверенный (от спокойного до любой подходящей эмоциональной окраски);
    - Без частых запинок, оговорок и прочего речевого хлама. Если они появились - сбавьте темп, дайте себе время подумать, и они пропадут.
      Эта маска уверенности легко запоминается. Если вы всегда будете помнить о ней и пользоваться ею при публичных выступлениях, беседах и любом другом виде общения, то вскоре обнаружите, что стали вместе с ней одним целым.

      Выступление должно начинаться не с того момента, когда вы открыли рот для произнесения первых слов, а с предварительного настроя на уверенное поведение.

Итак, проявляйте признаки уверенности, и вы почувствуете себя уверенно.


Феликс Кирсанов, написать автору


Переиздание материалов статьи возможно только с обязательными ссылками на сайт www.orator.ru (в интернете - гиперссылка) и на автора