Есть такое качество речи – гладкость. Она отражается в некоторых речевых мелочах (точнее, в их
отсутствии). Точно так же, как полированная доска отличается от шероховатой, гладкая речь свободна от зазубрин, заусенцев и прочих
ненужных деталей (речевого хлама), поэтому гладкую речь, в отличие от шероховатой, приятно слушать.
Распространенная проблема – шероховатая речь. Об этом в следующем письме:
Здравствуйте!
Недавно я был участником телепередачи. Когда увидел себя по телевизору, то ужаснулся, т.к. обнаружил в своей речи много проблем,
о которых раньше не знал: э-э, вот, как бы… запинался, дергался, чесал нос (хотя он у меня не чесался) - смотреть было противно. В
связи с этим у меня к Вам вопрос: как избавить свою речь от подобных недостатков? Чтобы слушать и смотреть было приятно. Заранее
благодарю за ответ!
Ник.
Действительно, когда слышишь среднестатистическую речь, то слух обычно режут заусенцы. Такими шероховатостями
являются: слова-паразиты, запинки, оговорки, ненужные повторы, лишние паузы, тавтология, разовые грамматические ошибки
(систематические не в счет, это другая проблема – малограмотность), а также эканье (звуковая пауза: э-э-э), мычание, хрюканье и
другие непотребные звуки.
До кучи к речевым шероховатостям можно причислить лишние движения – т.н. мелкую моторику: регулярное почесывание
репы, поправление волос без надобности, подергивания различными частями тела, пощипывание усов или других предметов. А также
отвлекающие топанье и шарканье ногами, жевание галстука, дикое выражение лица и прочие.
Если произнесенную речь записать буквально, то она может выглядеть так:
«Э-з-э, значит, господа, ха-
хочу сказа… выразить уверенность, что… в том, что мы,
так сказать, м-м-м, сможем дости… добиться успеха на нашем…
в нашем деле. Вот. Э-э-э, могу вас заверить, что, как грится, это дело
нам по плечу, короче…».
Как видите, красным выделены речевые заусенцы или, как говорят в народе, косяки. Их следует искоренять, ибо режут
слух внимательных слушателей. Если они встречаются изредка – не беда, это копейки, а не рубли. Но когда торчат через слово, то это
уже не речь, а ёршик.
У оратора, подобно театральному актеру, есть только одна попытка и нет в запасе дублей, как у актеров кино. А также
нет в запасе у оратора такого количества времени на обдумывание речи, как у авторов продуманных и отредактированных текстов.
Оратор всегда работает в «прямом эфире». Поэтому живая речь, в отличие от литературных произведений или отснятых реприз, обычно
страдает отсутствием гладкости.
Редко когда услышишь гладкую речь, которая блестит, как отшлифованное литературное произведение. Далеко не каждый
человек говорит, словно пишет. И опытный оратор нет-нет, да и проболтается: «в конце концов, я козё…
я человек, а не козел».
Если вам часто приходится выступать публично, отвечать на вопросы журналистов, проводить совещания или вы
собираетесь стать диктором, ведущим ток-шоу, хотите на всю страну вещать прогноз погоды, вести свой информационный канал, быть
обычным лидером партии, директором предприятия или просто успешным человеком – то вам стоит стремиться говорить гладко. Ибо
гладкая речь ласкает слух, завораживает слушателей и является пропуском в их души.
Гладкая речь – свидетельство ясного мышления и высокой степени ораторской подготовки. Речь без лишних деталей
выглядит блестяще и звучит внушительно.
Что нужно делать, чтобы научиться говорить гладко? Всего две вещи.
Во-первых, необходимо слышать свою речь во время ее произнесения. Как говорил легендарный оперный певец Федор Шаляпин, "я
никогда не бываю на сцене один. На сцене два Шаляпина: один играет и поет, другой контролирует". Благодаря такому самоконтролю можно эффективно
бороться с речевыми недостатками. Многие люди, говоря, себя не слышат. Они издают в промежутках между словами никчемные звуки (э-кхе,
м-м, б-е-е), которых не замечают. А раз не слышишь своих просчетов, то кажется, что их нет. В результате продолжаешь мычать и блеять.
Научиться замечать собственные речевые нюансы (как достоинства, так и недостатки) помогает видеосъемка. Наблюдение
своих выступлений в записи позволяет сделать много полезных открытий в своей речи (именно поэтому видеосъемка выступлений является
важной частью обучения на наших курсах ораторского искусства и мастерства общения).
Прежде чем шлифовать свою речь в упражнениях, необходимо научиться следить за каждым своим словом и движением,
замечать каждую мелочь. Умение контролировать многочисленные мелочи своей речи является показателем ораторского мастерства.
Необходимо говорить с «включенным контроллером»: произнося свои мысли, нужно быть не только оратором, но и слушателем самого себя и
отдавать себе отчет в том, что творится с каждым элементом твоей речи.
И, во-вторых, нужно упражняться. Точно так же, как квалифицированные боксеры, скрипачи или жонглеры для роста
мастерства и поддержания формы регулярно тренируются, оратор для совершенствования речи должен говорить, говорить и говорить.
Стремиться говорить правильно, внятно, без запинок и лишних звуков. Одно из самых плодотворных упражнений для постоянного улучшения
речи и придания ей гладкости – регулярное чтение вслух. Но об этом в другой раз.
Феликс Кирсанов,
Переиздание материалов статьи возможно только с обязательными ссылками на сайт (в
интернете - гиперссылка) и на автора