НЕКОТОРЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА
(для публичных выступлений)
"Говори не так, как тебе удобно говорить,
а так, как слушателям удобно воспринимать"
Скилеф
В любом деле есть
свои правила. И в ораторском искусстве тоже. Правила ораторского
искусства сводятся к управлению элементами речи, а также к использованию
различных речевых приемов и принципов для того, чтобы речь была понятной,
приятной, интересной и, как следствие, - более влиятельной. Поговорим вкратце
о некоторых принципах ораторского искусства (особенно важных для
публичных выступлений).
Забудь о себе, займись делом
Это принцип уверенности.
Неуверенный оратор озабочен собой. Его тревожит мысль: а вдруг
обо мне плохо подумают? Его волнение прожорливо и съедает часть
его внимания - именно поэтому скованный оратор запинается и путается.
Ничто, кроме собственных вредоносных установок, не мешает нам перед аудиторией
быть такими же спокойными, как наедине с собой. Увлекайтесь выступлением,
и вас не останется на волнение.
Оратор - хозяин положения
Некоторые ораторы
ведут себя так, будто они в чем-то провинились или не выучили
урок - вздрагивают от каждой реплики слушателей, норовят подробно
ответить на всякий неуместный вопрос и ждут дальнейших указаний аудитории.
Плачевное зрелище.
Надо помнить, что на время выступления
оратор становится лидером аудитории, поэтому должен вести за собой
слушателей, а не идти у них на поводу. Это не значит, что при
этом нужно воплощать диктаторский стиль общения - повелевать и
строжиться. Следует быть мягким к слушателям, но решительно заниматься
своим делом. Оратор должен владеть аудиторией и смело воплощать
свои замыслы - слушатели должны видеть, что оратор знает, чего хочет.
Если не будешь будоражить аудиторию, то аудитория займется тобой
Есть такой тип
ораторов - "нудисты". Это те, которые не выступают, а нудят - долго
бубнят себе под нос бестолковщину. Кажется, что у них только две
цели - утомить аудиторию и испытать терпение слушателей. Обычно
добрые слушатели прерывают речь "нудиста" вопросом: "может тебе
заплатить, чтобы ты оставил нас в покое?" Злые - бьют (поэтому
"нудист" должен быть проворным - уметь уворачиваться от летящих
помидоров и быстро бегать). Терпеливая же публика награждает нудную
речь громом аплодисментов за то, что она, наконец, завершилась. Аудиторию нужно увлекать.
Принцип спектакля
Люди любят зрелища
и яркие ощущения. Они готовы платить за концерты, театральные
представления и аттракционы. Поэтому аудитория в глубине души ожидает,
что перед ней развернут интересное шоу. Такое ожидание
слушателей надо оправдать. Яркое выступление развлекает слушателей
и оправдывает их ожидания. Вялая же речь вызывает у них ощущение,
что они даром тратят время своей жизни. Превратите выступление
в интересный спектакль.
Хочешь быть интересным - будь заинтересованным
Этот принцип перекликается
с предыдущим. Если излагать свои мысли равнодушно и безучастным
тоном, то такую речь вряд ли можно будет назвать исторической.
Такая речь будет забыта вскоре после произнесения. Поэтому, чтобы
речь была интересной и впечатлила слушателей, выступая, следует постараться.
Говорите увлеченно - добавьте в речь энтузиазма.
Принцип разнообразия
Когда мы слышим
гром, то это значит, что мы также слышим прервавшуюся тишину - мы
воспринимаем не сами звуки, краски и явления окружающего мира,
а контрасты между ними. Чем больше в речи контрастов (разнообразия),
тем больше внимания она привлекает. Разнообразие можно и следует использовать
во всех элементах речи (кроме дикции - дикция всегда должна быть четкой):
говорить нужно местами ярко, а местами спокойно и умеренно; с различными
эмоциональными оттенками; то громче, то тише; иногда активно жестикулируя
и перемещаясь, а иногда стоя неподвижно; изменяя темп речи - быстрей
и медленней; тон голоса - выше и ниже; используя паузы различной длины; а также местами
разбавляя свой монолог диалогом с аудиторией и так далее. Разнообразная речь напоминает
живописный пейзаж, в котором много интересных объектов - лиловый закат и голубое небо,
лес и горы, озера и реки, поля и холмы и т.д. Подобная речь привлекает внимание и ее хочется
слушать и слушать, в отличие от монотонной, напоминающей унылую пустыню.
Говорите разнообразно - насыщайте речь контрастами.
Ответственность за непонимание лежит на говорящем
По каким бы причинам
не происходило непонимание слушателями смысла речи говорящего - даже
если слушатель имеет неповоротливое мышление и отвлекается, - ответственность
за непонимание целиком и полностью лежит на говорящем. Это аксиома.
Если оратор допускает в адрес аудитории высказывания: "неужели
непонятно?" или "какие же вы бестолковые!", то он, мягко говоря,
неправ, ибо, таким образом, пытается переложить ответственность за непонимание
на слушателей. Говорите так, чтобы вас нельзя было не понять
(если не получается - стремитесь к этому).
Претензии к слушателям неуместны
Как правило, слушатели
в основной своей массе вменяемы и дисциплинированны, но иногда среди них попадаются
агрессивные, болтливые и нетрезвые, которые отвлекают и мешают
выступать. Конечно, иной раз какого-нибудь нерадивого студента
можно и выдворить, чтобы не мешал остальным, или наорать на излишне
говорливых, чтобы они заткнулись, но чаще всего такой подход
неуместен. Как бы непотребно слушатели себя не вели - ёрзали,
шумели, задавали бы неподходящие вопросы - не следует выражать
им свое недовольство, дескать, хватит меня отвлекать, или как
же с вами тяжело общаться! Это демонстрация своего бессилия. Какой бы
гиперактивной или безразличной не была аудитория, с ней нужно
управиться тактично - увлекать, а не грузить претензиями.
Будьте снисходительны к аудитории, как галантный кавалер к
капризной даме или взрослый к шаловливому ребенку.
Исчерпайте тему, а не терпение слушателей
Говорят, что время - деньги.
На самом деле, время больше, чем деньги, ведь время содержит всё,
что мы имеем - вся наша жизнь лежит во времени. Парадокс: принято
считать, что красть деньги плохо, а отнимать у человека его
время, отвлекая его или заставляя ждать, не зазорно. Утомлять
слушателей скучным докладом - значит воровать у них
частичку жизни. Заканчивайте выступать раньше, чем захотят слушатели.
* * *
Принципы - это
векторы, задающие общее направление. Важно употреблять принципы ораторского искусства к месту и правильно их дозировать,
в зависимости от того, на лекции вы выступаете, на митинге или на совещании.
Феликс Кирсанов,
Переиздание материалов статьи возможно только с обязательными ссылками на сайт (в
интернете - гиперссылка) и на автора
|