НАШИ ПЕСНИ
Делаем мы
иногда на второй ступени курсов ораторского искусства и
мастерства общения одно упражнение, называемое "калейдоскоп".
Состоит оно в том, чтобы постараться произносить полную
бессмыслицу, соблюдая при этом грамматику, например: "казенные
динозавры весело конструируют гнусные механизмы" и так далее
(о назначении упражнения говорить здесь не буду). Несмотря на
то, что цель упражнения - лишить речь всякого смысла, тем не
менее, он в ней всё равно прослеживается, потому что любые
слова стимулируют ассоциативное воображение (как ни крути
калейдоскоп, а какой-то узор в нем всегда получится). Слушал я
подобные речи, которые иногда закручивались в замысловатые
словесные узоры, и ловил себя на мысли: прямо как в наших песнях.
Действительно, содержание некоторых песен, ежедневно
обрушивающихся на наши с вами головы, напоминает
"калейдоскоп". Не очень одаренные авторы, недолго думая,
городят себе несуразные куплеты, а многие слушатели находят в
них смысл, который там не предусматривался, причем каждый
находит свой, потому что слова можно трактовать как в
прямом, так и в переносном значении. И еще приговаривают:
"автор вкладывает душу в свои тексты, в его песнях
завуалированы его мысли и чувства, он не хочет делиться своими
переживаниями открыто, поэтому все его произведения надо
читать между строк".
Это
довольно интересное свойство человеческой натуры - находить
кажущуюся глубину в мутной луже. Убеждения в качественном
содержании бесталанных песен подстегиваются эффектной формой
их преподнесения: изящной музыкальной композицией, приятным
голосом исполнителя, его задумчивым взглядом и важным видом.
Разве может такой воспевать глупости? Конечно, нет. Однако,
знаете ли, может.
Путаные
стихотворные кружева иногда имеют успех, потому что каждый
слушатель видит в них себя, хотя автор имел в виду другое или
просто был пьян (примерно так же, как в туманных пророчествах
Нострадамуса мы склонны замечать Ленина и революцию, а
американцы - Никсона и Уотергейт). Как заявил один
изобретатель смутных куплетов, "песня не имеет никакого
отношения к жизни, она складывается, как она есть, и что она
значит, и зачем она это значит - неизвестно". Но, "говорить не
думая - всё равно, что стрелять, не целясь"
(Сервантес), и если в луже отражаются облака, это не
значит, что она глубока. Поэтому не стоит искать глубокого
смысла там, где его нет:
Знаю ответ, знаю
ответ
на вопрос: "Ты есть
или нет?"
знаю обман, знаю
обман,
знаю нашей любви
океан,
ты не одна, ты не
одна
будешь этой ночью без
сна,
скоро любовь, скоро
весна, а-ха
Я тоже
так могу. Послушайте, что мне тут взбрело лесенкой:
Мы идем в никуда,
океана любви
нет.
Не робей, господа,
всё, что слышите вы -
бред.
Если хочешь летать -
научись пятаки
гнуть
или маршировать.
Левой-правой, сынки!
В путь!
Как говорят в интересных книжках, я - поэт,
зовусь я Цветик, от меня вам всем приветик. При желании, особенно
под мухой, можно найти тут особый смысл, который я туда вкладывать не
стремился.
Когда меня
спрашивают, какая музыка мне нравится, я обычно отвечаю,
что та, которая приятно ложится на слух. В основном,
инструментальная, а если в ней присутствует вокал, то мне он
бывает интересен, как правило, только по части качества
звучания (сила голоса, октавный диапазон, тембральная окраска
и т.д.), но не по смыслу доносимых стихов, потому что я уже
привык к тому, что наши (и не только наши) песни зачастую
имеют низкопробное содержание.
О чем поют? Часто о
порочных желаниях (как бы доказать любимому, что он кретин).
Либо же это тоскливое нытье, малоумные прибаутки или вот такой
рифмованный
"калейдоскоп":
В
желтом облаке сансары
вертолет страдает старый
и
поет, закрыв свой рот,
виртуозный полиглот
Конечно, можно усмотреть тут и буддийский сюжет, и назвать это
"готическим роком", но не могу сказать, что за словами данного
куплета прячется
искусство.
Многоликие
монголы
пьют карбидовые
смолы,
турки скачут по
гробам
прямо в город
Амстердам
Монголы,
конечно же, могут быть многоликими, как и все люди, но
карбидовых смол в природе не существует (как и казенных
динозавров, которые конструируют гнусные механизмы). Кто-то
усмотрит здесь метафоры и гиперболы или скажет, что, дескать,
как-то мы с дружбанами разводили по рецепту карбид на троих и
употребляли внутрь, поэтому знает автор, о чем пишет! Но,
думаю, речь в песне шла не об этом, а ни о чем. (Есть, однако,
у исполнителя более достойные песни, например, "Прогулки по
воде").
Или вот вам
шедевр:
Быстрая
походка и взгляд
безумный,
поэтому меня
называют чугунный
Выходит, что если взгляд безумный, то, следовательно,
обладатель его должен быть непременно чугунным, а не
каким-нибудь там алюминиевым. Железная логика. (Понимаем,
однако, что не ляп это, а прикол).
Меня убивают, из
эмки стреляют в левую мышцу
Не в левую руку,
скажем, или ногу, а именно в левую мышцу. Из песни видно, что
у того, в кого стреляют, только две мышцы - левая и правая
(правда, могут быть еще верхняя и нижняя, передняя и задняя).
Но мне тут подсказывают, что это, мол, сердце подразумевалось.
Сразу и не поймешь. "Мы говорим Ленин - подразумеваем партия".
Точно так же, как если спеть: "из эмки стреляют в правый
отросток", а потом пояснить, что это аппендикс имелся в виду.
(Хотя голос у певицы выдающийся, надо
признать).
Ночью
прыгал и скакал, маме спать не
давал,
а сегодня, как
ни в чём улыбается
Тут небольшой грамматический прокол. Вероятно, имелось в виду
"как ни в чём не бывало, улыбается", а фактически получилось,
что улыбается, как голый ("как ни в чём" ведь по смыслу
смахивает на "как голый" - ни в ползунках, ни в подгузниках, а
просто ни в чём, понимаете?). Да ладно вам придираться, -
воскликнет автор, - вы же понимаете, о чем шла речь! Понимаем.
Однако понимаем также, что смысл принесен в жертву ритму.
Пушкин бы так не написал.
По высокой, высокой
траве
я пройду в полный
рост
полной грудью вздохну воздух этих
полей
мной давно позабытый
на вкус
Вздыхают, как правило, тогда, когда при этом
думают: "да-а, профукал я свою жизнь!" Воздух полей же обычно вдыхают. Всего лишь одна лишняя буква - мелочь. Но
"совершенство начинается с мелочей" (Микеланджело).
А теперь романтические
напевы:
Я куплю тебе
дом у пруда в
Подмосковье
Неплохое
начало. Такой пассаж, безусловно, свидетельствовал бы о
большой и чистой любви, если бы слова не разошлись с делом,
иначе случится банальный порожняк. Почему-то мне кажется, что
наш герой - не финансовый гений (по голосу определил). На
какие же такие шиши он собирается совершить столь дорогую
покупку? Давайте послушаем его ответ:
Мало шансов у нас,
но мужик барабанщик,
что
кидает шары, управляя лото
мне сказал номера, если он не
обманщик
на которые нам
выпадет дом
Конечно,
психология воровская, т.к. ставки сделаны не на упорные труды
и реализацию многоходовых комбинаций, требующих определенных
затрат, а на нечестную игру. Если верить исполнителю на слово,
то выходит, что в какой-то лотерее разыгрывался то ли дом, то
ли его денежный эквивалент (сначала герой, вроде бы, собирался
дом купить, а потом оказалось, что дом выпадет уже готовый), и
герой решил заграбастать главный приз путем (коррупционного) сговора с
ответственным лицом. Такое было бы возможно в эпоху
приватизации (тогда ясно, что барабанщик - Чубайс). А если
приватизация тут ни при чем, то, похоже, что песня о заведомо
несбыточной мечте и о превышении желаний над возможностями.
Вот еще одна песня про
надувательство:
"Да"
- это "нет",
а "нет" - это
"да"
это
игра,
такая
игра
Я знаю одну
такую игру. Называется "лохотрон". Там тоже дурят людей.
И пусть в поступках
моих не было логики
я не
умею жить по-другому
Отсутствие логики в
поступках, судя по всему, преподносится в этой песне как
достоинство, иначе стоило ли об этом петь? Но гордиться-то,
собственно, нечем. Что это за человек такой, поступки которого
нелогичны? Он может и кинуть, и подставить, и, ни с того ни с
другого, по морде съездить - и так постоянно, потому что
по-другому он жить не умеет. Таких людей много в
психиатрических лечебницах и среди неудачников, которые
регулярно наступают на одни и те же грабли. Короче говоря,
усматривается тут попытка воспеть непутевого
мужика.
Следующая песня
называется "Сынок":
Еще совсем малюсенькие
ножки
еще совсем не ходит по
дорожке
и все друзья,
увидев, замечают:
"глаза
похожи на папу"
Заметьте, не на папины глаза, а на папу. На всего папу целиком
- со всеми его руками и усами. Вроде понятно, что имелось в
виду, но опять случился мелкий недосмотр. "Папа знает, папа
пожил, слог на музыку положил".
Или давайте послушаем
песню о том, как прилетел один летчик неожиданно к своей
красавице часов эдак на сто, и тут же с порога давай ее
напрягать:
Ты всё,
что есть, неси на стол
оставь на после злые
вести
Видно, что
голодный и настроен потребительски.
Прости, я снова без
цветов
но я полдня болтался
в небе,
а в небе взять их
просто негде
хоть за
червонец, хоть за
сто
Если бы хотел,
то купил бы, а раз не купил - значит не очень хотел. Поэтому
и подсунул даме отговорки вместо цветов. Складывается
впечатление, что летчик крайне редко ходит по Земле и в
основном болтается в небе круглосуточно.
Слушаем следующую
песню, бравую:
Мужик
во хмелю молодец,
а бабы
последнее дело
Вообще-то, если бабы исчезнут из жизни мужиков, то они
(мужиков имею в виду) попросту свихнутся с тоски, ибо все
мужицкие дела автоматически потеряют смысл. Ведь всё, что
делают мужчины, они делают ради женщин, т.е. бабы для них, на
самом деле - самое первое дело. Поэтому, похоже, что
присутствует в данной песне лукавство ради красного словца. К
тому же, я бы не сказал, что пьяные мужики молодцы. Нудные они
и, как правило, навязчивые. В общем, любят иногда мужики
похваляться друг перед другом, когда женщин рядом нет.
(Понимаем, однако, что песня озорная и бравада в ней
напускная).
Обожаю я
тебя, обожаю,
даже если я
тебя обижаю
По-моему, обижать, обожая, нельзя (по себе сужу), тут либо
одно, либо другое. Петь же можно о чем угодно.
И напоследок
песня о том, как один парень при первой же встрече
основательно положил глаз на девушку - хотел на ней жениться,
иметь от нее кучу детей и всё такое (бывает, что иногда в
порыве страсти люди страдают излитием сентиментальностей, а
потом, когда приходит отрезвление, стыдятся своих слов и
поступков). Есть там одна занятная строчка:
Может это ветерок
мои губы колышет
Что
тут можно сказать? Если губы могут произвольно болтаться на
ветру, значит перед нами классический губошлеп.
* * *
С точки зрения
ораторского искусства, основным элементом речи является ее
содержание (то, что мы говорим). Конечно, форма речи
(то, как мы говорим) имеет большое значение, и одна и
та же речь, произнесенная вяло или захватывающе, по-разному
повлияет на слушателя, но, тем не менее, форма нигде и никогда
не может быть главней содержания в принципе - это закон
(пылесос покупают не ради
упаковки).
Песня, конечно,
не публичная речь (точнее, не только речь) и оценивать ее
стоит не только по элементам речи (о которых мы говорили ), а по критериям оценки песенного
жанра: насколько стихи вписываются в ритм, качественен вокал,
органична музыка и т.д. Конечно, кое-где я утрировал (надеюсь,
что шутки вы понимаете не хуже поэзии) и, конечно, строго
судить музыкантов не стоит, ведь никто их за язык не тянет,
это мы в своей массе потребляем их продукцию и требуем
добавки, а они зарабатывают деньги. Но смысл песен, всё-таки
имеет значение, и потчевать слушателя бестолковым словесным
винегретом - значит держать его за душевного инвалида.
Феликс Кирсанов,
Переиздание материалов статьи возможно только с обязательными ссылками на сайт (в
интернете - гиперссылка) и на автора
|