Недавно получил письмо:
> Здравствуйте, Феликс Кирсанов!
> Меня зовут Евгений. Я с Украины, г. Дн-вск.
> Постоянно читаю ваши рассылки… [которые] написаны на понятном и в то же время
выразительном языке, обладают выраженной убедительностью… Я действительно проникся
к Вам уважением, как к человеку знающему и владеющему своим делом и уверен, что
люди, которые приходят к Вам на тренинг за помощью - получают её, если откровенно
для себя хотят ее получить.
> Я бы тоже хотел посетить Ваш тренинг, но, к сожалению, сейчас у меня нет такой
возможности. (А в моем городе таких тренингов не проводят)…
> Посему обращаюсь к вам с просьбой высказать свое мнение и по возможности дать
рекомендации на актуальный как для меня, так и для большинства людей банальный
вопрос-проблему: страх публичных выступлений.
> Я прочитал массу литературы, подписан на всевозможные рассылки, так или иначе
касающиеся темы преодоления волнения, тревоги, напряженного психологического состояния
во время выступлений перед аудиторией. Постоянно пробую себя в деле, умею "накачать"
себя энергией, уверенностью перед самим выступлением, но по факту… в большинстве
случаев абсолютно теряю контроль над ситуацией, над собой. Пропадает ясность мышления,
появляется тахикардия… и пр. симптомы…
> Что делать, когда предварительно чувствуешь уверенность, но вступаешь в ситуацию
и теряешь себя?
> Заранее спасибо, с Ув. Евгений.
Спасибо. Суть письма Евгения можно свести к важному вопросу: как приобрести уверенность в себе при публичных выступлениях? Вообще-то мы с вами
уже не раз говорили на тему уверенности в себе, поэтому по ходу изложения я приведу
некоторые ссылки на те предыдущие выпуски нашей рассылки, где об этом была речь. Не поленитесь,
загляните в них еще раз, и вы увидите, насколько это полезно - вспомнить то, что наполовину забыто.
Мы знаем, чтобы уметь для того, чтобы больше знать, чтобы еще больше уметь…
Недавно я удосужился посмотреть по телевизору цирковое
представление. Вот уж действительно верно говорят, что цирк - это одно из немногих
мест, где процветает настоящее искусство (в смысле, основанное
на мастерстве, а не на раскрученных нелепых стандартах, рожденных в
воспалённых мозгах законодателей мод). Смотрел я, как дрессированные животные вытворяли
всякие выкрутасы - собаки выписывали сложные пируэты, морские
котики ловко манипулировали мячами, большими и малыми - и думал: я бы так не смог.
Без тренировки, конечно. Но настоящие чудеса в цирке являл, разумеется, человек.
И меня периодически посещала мысль, что если бы собственными глазами не видел, то
не поверил бы, что такое возможно - представьте себе: возвышается человек на арене
цирка, знаете ли, на, мягко говоря, крайне шаткой конструкции, сооруженной из поставленных
друг на друга штук шести катающихся цилиндров, и умудряется удерживать равновесие (тут обязан
быть восклицательный знак, потому что совсем непонятно, какое бесчисленное количество
раз надо было сваливаться с этой нестабильной постройки, чтобы научиться на ней стоять).
Вопрос: почему человек в цирке (и не только) способен
преуспеть больше других животных, даже в тех областях, в которых у последних больше
природных задатков (например, кошачьи - более пластичны, а орлы - более зорки)?
Ответ: потому что у человека мозгов побольше. Мы ведь видим не глазами и слышим
не ушами, а мозгами. Орел, к примеру, видит лучше человека, но замечает при этом
гораздо меньше - если, скажем, охотник целится в его зоркий глаз из ружья, то орел
может издали не хуже охотника видеть тем своим зорким глазом мушку на его стволе, но
так и не поймет, что через секунду покинет лучший из миров.
Мы способны раскрываться гораздо шире и достигать гораздо
больше, чем прочие известные нам существа, потому что делаем больше выводов из того,
что воспринимаем. Наши знания, рожденные из практики (бытие
ведь определяет сознание), помогают нам приобретать больше навыков. То есть - и это
очень важная мысль (!) - мы развиваемся и раскрываем в себе любые навыки по схеме
"ЗНАЮ-УМЕЮ": совершая действия, мы увеличиваем знания (в этом деле), которые ведут к росту навыков,
которые, в свою очередь, еще больше увеличивают наши знания, которые приводят к еще
большему росту наших навыков и т.д. Наше совершенствование в любом деле походит на колесо, которое
катится по жизни - мы знаем, чтобы уметь для того, чтобы больше знать, чтобы еще
больше уметь, чтобы знать еще больше, чтобы
уметь...знать...уметь...знать...уметь...
- с каждым оборотом колесо нашего развития разрастается, как снежный ком. Именно
количество оборотов этого колеса обычно принципиально отличает опытного взрослого
от несмышленыша-ребенка или профессионала от дилетанта. Именно по схеме "ЗНАЮ-УМЕЮ"
мы учимся ходить, танцевать, фехтовать, водить автомобиль, а также уверенно выступать публично.
Понимание этой схемы, повторю, очень важно, потому что именно и только по схеме
"ЗНАЮ-УМЕЮ" мы можем изменять себя - формировать различные качества нашего характера
и приобретать различные навыки.
Одна лишь теория без практики, равно как и одна лишь
практика без выводов из нее, не могут создать единого поступательного движения к нашим
достижениям точно так же, как скрипка и смычок поодиночке не могут родить прекрасную мелодию.
Некоторые рецепты для роста уверенности в себе
Скажу вам по секрету, друзья, что оригинальных рецептов
типа: дерябнул допинга, сделал пару вздохов, промассировал мозги - и тут же приобрел
страшную уверенность в себе - к сожалению, не бывает. Даже если некоторые такие
приёмчики иногда срабатывают, то обычно оказывают кратковременное влияние и
нестабильны - вчера утром помогли, а завтра вечером - нет. Поэтому давайте рассмотрим
более надежные варианты.
Иногда меня спрашивают: "Какие книги стоит почитать,
чтобы приобрести уверенность в себе?". Вы догадываетесь, какой тут уместен ответ
(особенно полезный для тех, кто любит заниматься буквоедством, т.е. всецело отдаваться
только лишь книжной теории): конечно же, книги - это хорошо, но одна лишь голая
теория хоть порой и бывает красива, как подвенечная невеста, но совершенно бесплодна
без жениха - оплодотворяющего опыта. На полукруглых колесах в форме полумесяца
далеко не уедешь. Говорят, что знание - сила. Но стоит добавить: только в том случае,
если оно применяется. Можно прочитать горы книг, но полученные из них знания так
и останутся лежать мертвым грузом в голове, если они не будут применяться на практике.
Уверенность в себе при публичных выступлениях, точно так же, как и, скажем, умение
аккуратно прикурить от пролетающей мимо трассирующей пули, при этом не обжечься
и попасть в книгу рекордов Гиннеса - это навык, который может возрастать только
в результате чередования практических действий с их последующим осознанием - всё
по той же нашей схеме "ЗНАЮ-УМЕЮ".
То, что наш друг Евгений умеет накачать себя энергией
перед самим выступлением - дело ладное. Это один из рецептов для роста уверенности
в себе из области "ЗНАЮ" (назовем его положительный настрой). Он очень важен, но
один-единственный рецепт не всегда решает дело, поэтому здесь необходим комплексный
подход. Точно так же, как, например,
для того, чтобы избавить Москву от дорожных пробок, не достаточно только лишь убрать
некоторые светофоры и взамен прорыть подземные переходы. Необходим комплекс мер:
построить многоуровневые транспортные развязки, расширить проезжую часть там, где
это целесообразно и возможно, сгладить горбатые трамвайные переезды и т.д. Так и для роста уверенности
в себе при публичных выступлениях необходим комплекс рецептов:
1 рецепт - осознание следующих положительных установок ("ЗНАЮ"):
- волнение перед аудиторией - это не патология, а нормальное явление;
- большинство людей боятся выступать публично (т.е. не я один такой);
- страх перед аудиторией не имеет разумного основания (социофобия);
- избавиться от страха перед аудиторией не так трудно, как кажется.
Все наши достижения начинаются в голове. Поэтому одно лишь
одобрительное осознание этих установок способствует
постепенному росту нашей уверенности в себе в дальнейшем (об этом речь была во 2 выпуске: ). Это обыкновенный
аутотренинг (о котором, в свою очередь, мы говорили
).
2 рецепт - практика публичных выступлений ("УМЕЮ"). Это,
без сомнения, самый надежный рецепт (именно поэтому на наших курсах ораторского искусства
и мастерства общения много практики - примерно 3/4 времени занятий). Практиковаться стоит
везде, где только возможно - на
работе, в трамвае, на Арбате и т.д. Практический опыт накапливается - с каждым выступлением
приобретаются новые навыки, и если тахикардия всё еще беспокоит, то надо просто упорно
продолжать накапливать опыт - практиковаться и снова практиковаться, а также не забыть
присовокупить к практическим выступлениям следующий рецепт:
3 рецепт - последующее после выступлений положительное
самовнушение ("ЗНАЮ"), типа: "меня никто не заставлял - я сам выступил, что говорит
о моей достаточной решительности"; "получилось лучше, чем в прошлый раз - уже видел
аудиторию, не то, что раньше, когда все слушатели были как в тумане"; "уже больше
занимался делом и меньше думал о себе - налицо прогресс" и т.д., а не так, как
обычно: "опозорился, больше я на публичные выступления не ходок" и т.д. (Позитивное
взбадривание после речи, плюс предварительный положительный настрой до публичного
выступления, плюс само выступление - вот вам и полноценный оборот колеса развития
навыка уверенности в себе. Имейте в виду, что ваша уверенность в себе будет иметь
значительно более крутую траекторию взлета, если практика ваших публичных выступлений
будет сопровождаться сознательным положительным настроем до- и позитивным анализом после выступления).
4 рецепт - контроль признаков уверенности: веди
себя уверенно - и почувствуешь себя уверенно (тут и "ЗНАЮ", и "УМЕЮ"). Когда
стая голодных волков окружает лося, и если лось выказывает при этом признаки неуверенности - трясется
и дёргается, как сукин
сын, а также испуганно моргает - то волки, понимая, что страх поглотил половину его
сил, тут же смело нападают на него (ибо для них это уже не лось, а харч) и разрывают
на куски. Но если лось демонстрирует им целый
набор признаков уверенности - стоит с гордо поднятой головой, смотрит решительно, и
уверенно роет копытом землю, то волки, даже если в меру голодны, как правило, отступают,
понимая, что такой будет драться в полный рост и, чего доброго, одну половину из них завалит,
а другой придется выписывать костыли у доктора Айболита. В данном случае работает
правило: твоя слабость - моя сила, моя слабость - твоя сила - колеблются чаши весов.
Это правило всегда вступает в действие там, где ярко выражены элементы борьбы - переговоры,
судебные разбирательства, дебаты, ответы на каверзные вопросы при публичных выступлениях и т.д.
О нашей внутренней силе оппоненту говорят наши признаки уверенности, а о внутренней
слабости - признаки неуверенности. Признаки уверенности всегда работают на нас, ибо
это наши союзники (о признаках уверенности - в );
5 рецепт - уверенность в своей речи (манере выступления) ("ЗНАЮ").
Одна из причин волнения - сомнение: "а вдруг я говорю что-то не то и при этом делаю что-то
не так?" Сомнения - прочь! Уверенность в правильности элементов своей речи обычно появляется
в результате использования четырех предыдущих рецептов, а также в результате просмотра
своих выступлений в записи с последующей корректировкой речевых деталей. И очень быстро
приобретается на курсах ораторского искусства.
И в заключении, друзья, позвольте мне воспользоваться
словами звезды американского менеджмента Ли Якокки с последней страницы его бестселлера "Карьера менеджера":