1. В природе нет ничего бесполезного
2. Надо много учиться, чтобы осознать, что знаешь мало
3. Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию
4. Хороши или плохи события жизни, во многом зависит от того, как мы их воспринимаем
5. Взять город приступом, выслать посольство, царствовать над народом — все это блестящие деяния. Смеяться, любить и кротко обращаться со своей семьей, не противоречить самому себе — это нечто более редкое, более сложное и менее заметное для окружающих
6. Ни одна страсть не помрачает в такой мере ясность суждения, как гнев
7. Раз мы ненавидим что-либо, значит принимаем это близко к сердцу
8. Старикам не стоит думать о смерти: пусть лучше позаботятся о том, как получше разрыхлить грядки на огороде
9. Когда творишь добро, сам испытываешь некое радостное удовлетворение и законную гордость, сопутствующую чистой совести
10. Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред
11. Жизнь сама по себе — ни благо, ни зло: она вместилище и блага и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее
12. Стыдливость украшает юношу и пятнает старца
13. Мера жизни не в ее длительности, а в том, как вы ее использовали
14. Ум, не имеющий никакой определенной цели, теряется; быть везде — значит быть нигде
15. Кто попадает далее цели, тот так же промахивается, как и тот, кто не попал в цель
16. Порицать в другом свои недостатки, думается мне, столь же допустимо, как порицать — а это я делаю весьма часто — чужие в себе, обличать их следует всегда и везде, не оставляя им никакого пристанища
17. Недостаточно, чтобы воспитание только не портило нас,— нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему
18. Мы не в силах придумать человеку лучшую похвалу, чем сказав, что он одарен от природы
19. Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому
20. Не представляю себе, как можно довольствоваться знаниями, полученными из вторых рук; хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью
21. Очень многих я видел на своем веку, которые были доведены до совершенной тупости неумеренной жаждой знания
22. Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других
23. Нашему остроумию, как кажется, более свойственны быстрота и внезапность, тогда как уму — основательность и медлительность
24. Самым лучшим доказательством мудрости является непрерывное хорошее расположение духа
25. Те, кто уверяет, что имеет в голове много мыслей, но выразить их не умеет из-за отсутствия красноречия,— не научились понимать самих себя
26. Откровенная речь, подобно вину и любви, вызывает такую же откровенность
27. Подлинным зеркалом нашего образа мыслей является наша жизнь
28. Вовсе не требуется всегда говорить полностью то, что думаешь, это было бы глупостью, но все, что бы ты ни сказал, должно отвечать твоим мыслям; в противном случае это — злостный обман
29. Упрямство и чрезмерный пыл в споре — вернейший признак глупости
30. Невозможно вести честный и искренний спор с дураком
31. Книги сопровождают меня на протяжении всего моего жизненного пути, и я общаюсь с ними всегда и везде. Они утешают меня в мои старые годы и в моем уединенном существовании. Они снимают с меня бремя докучной праздности и в любой час дают мне возможность избавляться от неприятного общества. Они смягчают приступы физической боли, если она не достигает крайних пределов и не подчиняет себе все остальное
32. Если, с одной стороны, наш ум крепнет вследствие соприкосновения с умами обширными и развитыми, то, с другой стороны, нельзя себе представить, насколько он теряет и вырождается вследствие постоянного знакомства и сношения с умами низменными и болезненными
33. Разумный человек ставит себе предел даже в добрых делах
34. Люди ничему так твердо не верят, как тому, о чем они меньше всего знают, и никто не выступает с такой самоуверенностью, как сочинители всяких басен — например алхимики, астрологи, предсказатели, хироманты...
35. Я говорю правду постольку, поскольку осмеливаюсь ее говорить; чем старше я становлюсь, осмеливаюсь делать это все реже
36. В дружбе нет никаких иных расчетов и соображений, кроме нее самой
37. Настоящий друг — это тот, кому я поверил бы во всем, касающемся меня, больше, чем самому себе
38. Сильное воображение порождает событие
39. Самая глубокая дружба порождает самую ожесточенную вражду
40. Пытливости нашей нет конца, удовлетворенность ума — признак его ограниченности или усталости
41. Книжная ученость — украшение, а не фундамент
42. Истинные ученые подобны колосьям в поле. Пока колос пуст, он весело растет и гордо подымает кверху главу; но когда он разбухает, наполняется зерном и созревает, он проникается смирением и опускает голову
43. Я осуждаю всякое насилие при воспитании юной души, которую растят в уважении к чести и свободе. В суровости и принуждении есть нечто рабское, и я нахожу, что то, чего нельзя сделать с помощью разума, осмотрительности и уменья, никак нельзя добиться силой
44. Все средства — при условии, что они небесчестны,— способные оградить нас от бедствий и неприятностей, не только дозволены, но и заслуживают всяческой похвалы
45. Надо уметь переносить то, чего нельзя избежать
46. Наихудшее состояние человека — это когда он перестает сознавать и владеть собой
47. От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения
48. Истинное достоинство подобно реке: чем она глубже, тем меньше издает шума
49. Молчаливость и скромность — качества, очень пригодные для разговора
50. Нет ответа более унижающего, чем презрительное молчание
51. Можно поучиться и у врага
52. Самые выдающиеся дарования губятся праздностью
53. Среди других прегрешений пьянство представляется мне пороком особенно грубым и низменным
54. Страх то придает крылья ногам, то приковывает их к земле
55. Кто боится страдания, тот уже страдает от боязни
56. Трусость — мать жестокости
57. Высокомерие складывается из чересчур высокого мнения о себе и чересчур низкого о других
58. Обвинениям в адрес самого себя — всегда верят, самовосхвалению — никогда
59. Лживость — гнуснейший порок
60. Подлинно разумное обучение изменяет и наш ум и наши нравы
61. Если бы ложь, подобно истине, была одноликою, наше положение было бы значительно легче. Мы считали бы в таком случае достоверным противоположное тому, что говорит лжец. Но противоположность истине обладает сотней тысяч обличий и не имеет пределов
62. Не без основания говорят, что кто не очень-то полагается на свою память, тому нелегко складно лгать
63. Кто очень сухощав, тот охотно носит фуфайку, у кого мало содержания — те раздувают его словами
64. Кто заражен страхом болезни, тот уже заражен болезнью страха
65. Врач, впервые приступая к лечению своего пациента, должен делать это изящно, весело и с приятностью для больного; и никогда хмурый врач не преуспеет в своем ремесле
66. Не беспокойтесь, что не сумеете умереть: сама природа, когда придет срок, достаточно основательно научит вас этому; она сама все за вас сделает, не занимайте этим своих мыслей...
67. Смерть должна быть такая же, как и жизнь; мы не становимся другими только потому, что умираем
68. Плакать из-за того, что мы не будем жить сто лет спустя, столь же безумно, как плакать из-за того, что мы не жили сто лет назад
69. Счастье человеческое состоит вовсе не в том, чтобы хорошо умереть, а в том, чтобы хорошо жить
70. Я хотел бы, чтобы смерть застала меня за работой в поле
71. Иметь дело с людьми которые восхищаются нами и во всем нам уступают,— удовольствие весьма пресное и даже вредное для нас...
72. Ни одна страсть не помрачает в такой мере ясность суждения, как гнев
73. Я наблюдал только одно действие розги — она или притупляет или озлобляет
74. Не все, что колеблется, падает
75. Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный
76. Никто не огражден от возможности сказать глупость. Беда, когда ее высказывают обдуманно
77. Я полагаю, что тот, у кого в голове сложилось о чем-либо живое и ясное представление, сумеет передать его на любом, хоть на тарабарском наречии…
78. Если жить в нужде плохо, то нет никакой нужды жить в нужде
79. Судить о чем бы то ни было надо, опираясь на разум, а не общее мнение
80. Нечестные средства, с помощью которых многие возвышаются, ясно говорят о том, что и цели также не стоят доброго слова
81. Мы не столько освобождаемся от наших пороков, сколько меняем их на другие
82. Другие пороки притупляют разум, пьянство же разрушает его
83. Нередко сам порок толкает нас на добрые дела
84. Нет ответа более унижающего, чем презрительное молчание
85. Первый признак порчи общественных нравов - это исчезновение правды, ибо правдивость лежит в основе всякой добродетели
86. Понятие добродетели предполагает трудность и борьбу, добродетель не может существовать без противодействия
87. ...Самое главное - это прививать вкус и любовь к науке; иначе мы воспитаем просто ослов, нагруженных книжной премудростью
88. Что может быть труднее, чем уберечься от врага, надевшего на себя личину нашего самого преданного друга
89. Благоразумию также свойственны крайности, и оно не меньше нуждается в мере, чем легкомыслие
90. Если можно быть учеными чужой ученостью, то мудрыми мы можем быть лишь собственной мудростью
91. Когда творишь добро, сам испытываешь некое радостное удовлетворение и законную гордость, сопутствующую чистой совести
92. Настоящий друг - это тот, кому я поверил бы во всем, касающемся меня, больше, чем самому себе
93. Наука - дело очень нелегкое. Наука пригодна лишь для сильных умов
94. Человек страдает не столько от того, что происходит, сколько от того, как он оценивает то, что происходит
|