+7(495)695-15-10


Orator.ru  ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО И МАСТЕРСТВО ОБЩЕНИЯ

Выпуск 52 Архив рассылки
ЭГОИЗМ
(продолжение)


Основная микросхема - источник эгоизма

      "Человек" - это звучит гордо? Я бы так не сказал, потому что, слизняки тоже считают (только сказать не могут), что "слизняк" - это звучит гордо, но это не делает их ангелами. Люди не лишены подобных амбиций. Иной раз они используют слово "животное" в качестве бранного, пытаясь, таким образом, унизить других людей. "Ты просто животное!" - восклицают они презрительно. Подобное поведение характеризует человека как существо, которое в своем развитии ненамного оторвалось от животных, которых он презирает, ибо свидетельствует о наличии в нем такого эгоистичного качества, как высокомерие (которое отчетливо просматривается у драчливых петухов и упрямых ослов). Кроме того, это элементарная неблагодарность, ибо человек существует благодаря животным, которых использует в жареном и фаршированном виде.

      В своем развитии человек не совершил революционного прорыва в том смысле, что микросхема, лежащая в основе его личности, которая является источником всех его побуждений (назовем ее "основная микросхема"), абсолютно такая же, как у баобабов, червяков и комаров, просто обросла усложненными рефлексами, эмоциями и разумом, а также покрылась культурным налетом. Данная микросхема представляет собой корпус с вкрученными в него двумя лампочками - красной и зеленой (два основных инстинкта), которые мигают, реагируя на внешние воздействия. Причем, красная горит ярче зеленой - страх сильней удовольствия. Что бы человек ни делал, он в конечном итоге повинуется двум желаниям: желанию избежать страдания и желанию получить удовольствие. Эти два главных мотива правят и слонами, и насекомыми, и растениями, и так далее.

      Трудно обосновать, почему каждый суслик норовит продолжить свой род или зачем следует бояться смерти (подумаешь, одним эгоистом станет меньше) - мы не можем понять природу импульсов, генерируемых микросхемой. Именно основная микросхема рождает в каждом организме стремление к жизни и, таким образом, делает каждого эгоистом - т.е. центром Вселенной.

Эгоизм - двигатель Вселенной

      Что тут греха таить: все мы - центры Вселенной. Любое существо - и слизняк, и человек - делит Вселенную пополам: на "я" (внутренний мир) и "не я" (окружающий мир). Мир какого-нибудь червяка для него самого ничуть не менее интересен, чем наш мир для нас, и уж поверьте, что у комара не меньше забот, чем у президента - его ощущения не менее яркие, только масштабы влияния на мир другие. Конечно, трудно понять, каким представляется мир комару, потому что его мозги слегка отличаются от наших, но очевидно, что комар по своей натуре не менее жизнерадостный, ведь его основная микросхема идентична нашей.

      Каждый организм воспринимает себя центром Вселенной. Каждый переоценивает стоимость своей жизни и придает себе больше значения, чем всему остальному миру - иначе с чего бы у него возникала охота к жизни? Каждый есть эгоист по определению, ибо весь мир вращается вокруг каждого. Поэтому Вселенная, состоящая из эгоистических центров, непрерывно бурлит и шевелится.

Вся Вселенная живая

      Как вы думаете, электрон живой? Странный вопрос, потому что принято считать, что живое - это то, что мычит и телится, либо ползает, выдвигает свою кандидатуру в парламент, размножается, метит территорию или произрастает в горшке. На худой конец, обзавелось собственным геномом. Однако, это понимание живого в привычном (биологическом) смысле этого слова. Электрон вращается вокруг атома. С чего бы ему двигаться так упорядоченно - не задумывались над этим вопросом? Я вам скажу. Его орбитальный полет - реакция на внешние стимулы - на плюс и минус. Если реагирует - значит, чувствует, а раз чувствует - значит, живой. Реакция - это ответ, а ответить невозможно, если ничего не чувствуешь. Всё та же основная микросхема управляет движением электрона, поэтому мир электрона для него самого ничуть не менее интересен, чем наш мир для нас. Электроны тоже не бессмертны - рождаются и умирают. И не идентичны, как нам кажется, а просто не имеют видимых различий, но при ближайшем рассмотрении могут отличаться так же, как Земля от Марса или люди друг от друга. Элементарные частицы вовсе не элементарны, а неисчерпаемы, как Вселенная. И разве мог бы живой человек состоять из мертвых электронов? Вся Вселенная живая.

Эгоизм порождает добро и зло...

      Понятия добра и зла, провозглашаемые людьми - не абсолютные, а относительные категории, зависящие от интересов людей. Основная микросхема рождает потребности, удовлетворение которых приносит удовольствие, а неудовлетворение - страдания - так и живем. Разве мы стремились бы жить, если бы каждый вдох и каждый глоток воды приносили нам невыносимые муки? Наши эгоистичные потребности диктуют нам понятия добра и зла: добром считается то, что выгодно; злом - то, что невыгодно.

...и общественную мораль

      Мораль, законодательство и прочие общественные правила поведения уравновешивают противоречивые эгоистичные устремления отдельных членов общества, чтобы они (члены) не перегрызлись между собой. Люди в большей степени не потому соблюдают правила, чтобы угодить другим, а потому, чтобы избежать проблем (поэтому принцип неотвратимости наказания за нарушение правил общежития - один из залогов цивилизованности общества). Мораль ограничивает свободу людей, но, тем не менее, убедительно толкует о том, что такое хорошо и что такое плохо, потому что позволяет людям мирно сосуществовать в обществе. Мораль кажется абсолютной системой ценностей, потому что владеет контрольным пакетом акций человеческого электората (народом). Фактически же наша общественная мораль является такой же относительной системой отсчета, как и воззрения камикадзе или идеалы людоедов, ибо является оценочной системой (оценки зависят от точек зрения). Если какая-либо оценочная система имеет большинство сторонников, то это не делает ее абсолютной, но только лишь популярной, т.к. оценки относительны - честность и справедливость не всегда приветствуются среди приматов, и то, что нам кажется ужасным, для некоторых туземцев - дело чести.


(Продолжение следует)


Феликс Кирсанов, написать автору


 

Переиздание материалов статьи возможно только с обязательными ссылками на сайт www.orator.ru (в интернете - гиперссылка) и на автора