+7(495)695-15-10


Orator.ru  ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО И МАСТЕРСТВО ОБЩЕНИЯ

Выпуск 50 Архив рассылки
НАШИ ПЕСНИ


      Делаем мы иногда на второй ступени курсов ораторского искусства и мастерства общения одно упражнение, называемое "калейдоскоп". Состоит оно в том, чтобы постараться произносить полную бессмыслицу, соблюдая при этом грамматику, например: "казенные динозавры весело конструируют гнусные механизмы" и так далее (о назначении упражнения говорить здесь не буду). Несмотря на то, что цель упражнения - лишить речь всякого смысла, тем не менее, он в ней всё равно прослеживается, потому что любые слова стимулируют ассоциативное воображение (как ни крути калейдоскоп, а какой-то узор в нем всегда получится). Слушал я подобные речи, которые иногда закручивались в замысловатые словесные узоры, и ловил себя на мысли: прямо как в некоторых наших песнях.
      Действительно, содержание некоторых песен, ежедневно обрушивающихся на наши с вами головы, напоминает "калейдоскоп". Не очень одаренные авторы, не долго думая, городят себе несуразные куплеты, а многие слушатели находят в них смысл, который там не предусматривался, причем, каждый находит свой, потому что каждое слово можно трактовать как в прямом, так и в переносном значении. И еще приговаривают: "автор вкладывает душу в свои тексты, в его песнях завуалированы его мысли и чувства, он не хочет делиться своими переживаниями открыто, поэтому все его произведения надо читать между строк".
      Это довольно интересное свойство человеческой натуры - находить кажущуюся глубину в мутной луже. Убеждения в качественности содержания бесталанных песен подстегиваются эффектной формой их преподнесения: изящной музыкальной композицией, приятным голосом исполнителя, его задумчивым взглядом и важным видом. Разве может такой воспевать глупости? Конечно, нет. Однако, знаете ли, может.
      Путанные стихотворные кружева иногда имеют успех, потому что каждый слушатель видит в них себя, хотя автор имел в виду другое или просто был пьян (примерно так же, как в туманных пророчествах Нострадамуса мы склонны замечать Ленина и революцию, а американцы - Никсона и Уотергейт). Как заявил один изобретатель смутных куплетов, "песня не имеет никакого отношения к жизни, она складывается, как она есть, и что она значит, и зачем она это значит - неизвестно". Но, "говорить не думая - всё равно, что стрелять, не целясь" (Сервантес), и если в луже отражаются облака, это не значит, что она глубока. Поэтому не стоит искать глубокого смысла там, где его нет:

      Знаю ответ, знаю ответ
      на вопрос: "Ты есть или нет?"
      знаю обман, знаю обман,
      знаю нашей любви океан,
      ты не одна, ты не одна
      будешь этой ночью без сна,
      скоро любовь, скоро весна, а-ха


      Я тоже так могу. Послушайте, что мне тут взбрело в голову:

      Мы идем в никуда и вокруг никого
                                                       нет.
      Не робей, господа, всё, что слышите вы -
                                                                 бред.
      Если хочешь летать - научись пятаки
                                                           гнуть
      или маршировать. Левой-правой, сынки!
                                                               В путь!


      Как говорится, я - поэт, зовусь я Цветик, от меня вам всем приветик. При желании, особенно под мухой, можно найти тут особый смысл, который я туда вкладывать не стремился.

      Когда меня спрашивают, какая музыка тебе нравится? - я обычно отвечаю, что та, которая приятно ложится на слух. В основном, инструментальная, а если в ней присутствует вокал, то мне он бывает интересен, как правило, только по части качества звучания (сила голоса, октавный диапазон, тембральная окраска и т.д.), но не по смыслу доносимых стихов, потому что я уже привык к тому, что наши (и не только наши) песни зачастую имеют низкопробное содержание.

      О чем поют? Часто о порочных желаниях (как бы доказать любимому, что он кретин). Либо же это тоскливое нытье, малоумные прибаутки или вот такой рифмованный "калейдоскоп":

      В желтом облаке сансары
      вертолет страдает старый
      и поет, закрыв свой рот,
      виртуозный полиглот


      Конечно, можно усмотреть тут и буддийский сюжет, и назвать это "готическим роком", но не могу сказать, что за словами данного куплета прячется искусство.

      Многоликие монголы
      пьют карбидовые смолы,
      турки скачут по гробам
      прямо в город Амстердам


      Монголы, конечно же, могут быть многоликими, как и все люди, но карбидовых смол в природе не существует (как и казенных динозавров, которые конструируют гнусные механизмы). Кто-то усмотрит здесь метафоры и гиперболы или скажет, что, дескать, как-то мы с дружбанами разводили по рецепту карбид на троих и употребляли внутрь, поэтому знает автор, о чем пишет! Но, думаю, речь в песне шла не об этом, а ни о чем. (Есть, однако, у исполнителя более достойные песни, например, "Прогулки по воде").

      Или вот вам шедевр:

     Быстрая походка и взгляд безумный,
     поэтому меня называют чугунный

      Выходит, что если взгляд безумный, то, следовательно, обладатель его должен быть непременно чугунным, а не каким-нибудь там алюминиевым. Железная логика. (Понимаем, однако, что не ляп это, а прикол).

      Меня убивают, из эмки стреляют в левую мышцу

      Не в левую руку, скажем, или ногу, а именно в левую мышцу. Из песни видно, что у того, в кого стреляют, только две мышцы - левая и правая (правда, могут быть еще верхняя и нижняя, передняя и задняя). Но мне тут подсказывают, что это, мол, сердце подразумевалось. Сразу и не поймешь. "Мы говорим Ленин - подразумеваем партия". Точно так же, как если спеть: "из эмки стреляют в правый отросток", а потом пояснить, что это аппендикс имелся в виду. (Хотя голос у певицы выдающийся, надо признать).

      Ночью прыгал и скакал, маме спать не давал,
      а сегодня, как ни в чём улыбается

      Тут небольшой грамматический прокол. Вероятно, имелось в виду, "как ни в чём не бывало, улыбается", а фактически получилось, что улыбается, как голый ("как ни в чём" ведь по смыслу смахивает на "как голый" - ни в ползунках, ни в подгузниках, а просто ни в чём, понимаете?). Да ладно вам придираться, - воскликнет автор, - вы же понимаете, о чем шла речь! Понимаем. Однако понимаем также, что смысл принесен в жертву ритму. Пушкин бы так не написал.

      По высокой, высокой траве
      я пройду в полный рост
      полной грудью вздохну воздух этих полей
      мной давно позабытый на вкус


      Вздыхают, как правило, тогда, когда при этом думают: "да-а, профукал я свою жизнь". Воздух полей же обычно вдыхают. Всего лишь одна лишняя буква - мелочь. Но "совершенство начинается с мелочей" (Микеланджело).

      А теперь романтические напевы:

      Я куплю тебе дом у пруда в Подмосковье

      Неплохое начало. Такой пассаж, безусловно, свидетельствовал бы о большой и чистой любви, если бы слова не разошлись с делом, иначе случится банальный порожняк. Почему-то мне кажется, что наш герой - не финансовый гений (по голосу определил). На какие же такие шиши он собирается совершить столь дорогую покупку? Давайте послушаем его ответ:

      Мало шансов у нас, но мужик барабанщик,
      что кидает шары, управляя лото
      мне сказал номера, если он не обманщик
      на которые нам выпадет дом


      Конечно, психология воровская, т.к. ставки сделаны не на упорные труды и реализацию многоходовых комбинаций, требующих определенных затрат, а на нечестную игру. Если верить исполнителю на слово, то выходит, что в какой-то лотерее разыгрывался то ли дом, то ли его денежный эквивалент (сначала герой, вроде бы, собирался дом купить, а потом оказалось, что дом выпадет уже готовый), и герой решил заграбастать главный приз путем сговора с ответственным лицом. Такое было бы возможно в эпоху приватизации (тогда ясно, что барабанщик - Чубайс). А если приватизация тут не причем, то, похоже, что песня о заведомо несбыточной мечте и о превышении желаний над возможностями.

      Вот еще одна песня про надувательство:

      "Да" - это "нет",
      а "нет" - это "да"
      это игра,
      такая игра


      Я знаю одну такую игру. Называется "лохотрон". Там тоже дурят людей.

      И пусть в поступках моих не было логики
      я не умею жить по-другому


      Отсутствие логики в поступках, судя по всему, преподносится в этой песне как достоинство, иначе, стоило ли об этом петь? Но гордиться-то, собственно, нечем. Что это за человек такой, поступки которого нелогичны? Он может и кинуть, и подставить, и ни с того, ни с другого по морде съездить - и так постоянно, потому что по-другому он жить не умеет. Таких людей много в психиатрических лечебницах и среди неудачников, которые регулярно наступают на одни и те же грабли. Короче говоря, усматривается тут попытка воспеть непутевого мужика.

      Следующая песня называется "Сынок":

      Еще совсем малюсенькие ножки
      еще совсем не ходит по дорожке
      и все друзья, увидев, замечают:
      "глаза похожи на папу"


      Заметьте, не на папины глаза, а на папу. На всего папу целиком - со всеми его руками и усами. Вроде понятно, что имелось в виду, но опять случился мелкий недосмотр. "Папа знает, папа пожил, слог на музыку положил".

      Или давайте послушаем песню о том, как прилетел один летчик неожиданно к своей красавице часов эдак на сто, и тут же с порога давай ее напрягать:

      Ты всё, что есть, неси на стол
      оставь на после злые вести


      Видно, что голодный и настроен потребительски.

      Прости, я снова без цветов
      но я полдня болтался в небе,
      а в небе взять их просто негде
      хоть за червонец, хоть за сто


      Если бы хотел, то купил бы, а раз не купил - значит, не очень хотел. Поэтому и подсунул даме отговорки вместо цветов. Складывается впечатление, что летчик крайне редко ходит по Земле и в основном болтается в небе круглосуточно.

      Слушаем следующую песню, бравую:

      Мужик во хмелю молодец,
      а бабы последнее дело


      Вообще-то, если бабы исчезнут из жизни мужиков, то они (мужиков имею в виду) попросту свихнутся с тоски, ибо все мужицкие дела автоматически потеряют смысл. Ведь, всё, что делают мужчины, они делают ради женщин, т.е. бабы для них, на самом деле - самое первое дело. Поэтому, похоже, что присутствует в данной песне лукавство ради красного словца. К тому же, я бы не сказал, что пьяные мужики молодцы. Нудные они и, как правило, навязчивые. В общем, любят иногда мужики похваляться друг перед другом, когда женщин рядом нет. (Понимаем, однако, что песня озорная и бравада в ней напускная).

      Обожаю я тебя, обожаю,
      даже если я тебя обижаю


      По-моему, обижать, обожая, нельзя (по себе сужу), тут либо одно, либо другое. Говорить же можно всё, что угодно.

      И напоследок песня о том, как один парень при первой же встрече основательно положил глаз на девушку - хотел на ней жениться, иметь от нее кучу детей и всё такое (бывает, что иногда в порыве страсти люди страдают излитием сентиментальностей, а потом, когда приходит отрезвление, стыдятся своих слов и поступков). Есть там одна занятная строчка:

      Может это ветерок мои губы колышет

      Что тут можно сказать? Если губы могут произвольно болтаться на ветру, значит, перед нами классический губошлеп.

     

*    *    *

      С точки зрения ораторского искусства, основным элементом речи является ее содержание (то, что мы говорим). Конечно, форма речи (то, как мы говорим) имеет большое значение, и одна и та же речь, произнесенная вяло или захватывающе, по-разному повлияет на слушателя, но, тем не менее, форма нигде и никогда не может быть главней содержания в принципе - это закон (пылесос покупают не ради упаковки).
      Песня, конечно, не публичная речь (точнее, не только речь) и оценивать ее стоит не только по элементам речи (о которых мы говорили здесь), а по критериям оценки песенного жанра: насколько стихи вписываются в ритм, качественен вокал, органична музыка и т.д. Конечно, кое-где я утрировал (надеюсь, что шутки вы понимаете не хуже поэзии) и, конечно, строго судить музыкантов не стоит, ведь никто их за язык не тянет, это мы в своей массе потребляем их продукцию и требуем добавки, а они зарабатывают деньги. Но смысл песен, всё-таки имеет значение, и потчевать слушателя бестолковым словесным винегретом - значит, держать его за душевного инвалида.


Феликс Кирсанов, написать автору


 

Переиздание материалов статьи возможно только с обязательными ссылками на сайт www.orator.ru (в интернете - гиперссылка) и на автора