+7(495)695-15-10


Orator.ru  ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО И МАСТЕРСТВО ОБЩЕНИЯ

Выпуск 41 Архив рассылки
ЧЕЛОВЕК неРАЗУМНЫЙ
(продолжение)


Есть только две бесконечные вещи: Вселенная и глупость.
Хотя насчет Вселенной я не вполне уверен                          
Альберт Эйнштейн



Вся наша жизнь неразумна

      Наша жизнь непонятна. Вопрос о смысле жизни во все времена будоражил каждого человека и так и повис в воздухе: сколько людей - столько ответов (загляните сюда). При попытке ответа на этот главнейший вопрос, наш разум в своих стратегических размышлениях непременно упирается в тупик: либо жить ради жизни, либо верить в существования после смерти и подчинять этой вере магистральную линию жизни (вера, однако, как вы понимаете, еще ничего не доказывает).
      Человек бессилен понять смысл своего движения по жизни, как и отдельная клетка организма не может знать его планов. Как и пеликан, хоть и умеет летать, но бессилен понять принципы воздухоплавания. Любые цели, которым люди посвящают свою жизнь (удовольствия, любовь, дети, деньги, слава, власть и др.) - это только цели, которыми они иногда пытаются оправдать свое существование. Даже самосовершенствование - это цель, но не смысл (изначальная задумка существования). Похоже, что наша жизнь не имеет разумного объяснения, но имеет только инстинктивные начала и поэтому напоминает игру в "дурака".
      Разница между взрослыми и детьми заключается в стоимости их игрушек. Разница между человеком и животными заключается в масштабах технического прогресса. Как и слон никогда не сможет понять, зачем он вынужден 18 часов в сутки жевать траву, как и семена поедаемых им растений не могут понять, зачем они, проделав 50 километров в слоновьем желудке, прежде, чем попасть на благодатную почву вместе с навозом, должны прорастать - так и человек не знает, зачем он вынужден работать, развлекаться и периодически размышлять над сущностью бытия - инстинкты всем задают одинаково необъяснимые вопросы.
      Каждый рождается, чтобы умереть, предварительно оставив след - Вселенная находится в постоянной эволюции. После смерти человек теряет все свои достижения, которые переходят в собственность окружающего мира. Человек боится потерять жизнь, хотя в глубине души понимает, что терять-то собственно нечего, кроме мыльных пузырей тщетных иллюзий, которые для него, в конце концов, обратятся в прах.
      Для того чтобы дать разумный ответ на вопрос: зачем мы живем?, надо ответить на вопрос: а зачем вообще существует Вселенная? Но этот вопрос, видимо, находится вне зоны нашей компетенции, и чтобы отвязаться от него, люди ввели понятие творца (которого, между прочим, породил их страх), взвалили на него ответственность за все неясности, частично обозвав их чудесами, и, более-менее успокоившись, занялись своими делами - эгоистичным удовлетворением потребностей.

Сущность религиозных убеждений

      Кто-то считает, что вера в единого бога - это крутой прогресс по сравнению с многобожием и идолопоклонничеством язычества. На деле же с появлением монотеистических религий принципиальной революции в людских умах не произошло, потому что слепая вера и глупость поклонения во многом остались прежними. Для многих смысл праведной религиозности заключен не в исполнении разумных доктрин, а в засорении мозгов необоснованными догматами, в соблюдении непринципиальных религиозных обрядов и традиций, а также в многократном проговаривании непонятных мантр на санскрите. Сколько убийств, несправедливости и плутовства было совершено людьми "от имени" бога - и не сосчитать. Многие возвышенные идеи священных писаний опошляются и приобретают привкус человеческих страстей подобно тому, как красивые конституционные идеалы попираются грязными идеями на местах.
      Что считать веротерпимостью, и где лежат пределы толерантности? Фанатичный сектант искренне верит, что докопался до истины и что господь поддерживает и спасет только адептов его конфессии, а всем остальным устроит прощальный кордебалет, - поэтому презирает иноверцев и готов с упоением бить им морды. Он склонен отождествлять своё фантазерство с высокой духовностью, но фактически мы наблюдаем скрытый меркантильный расчет из страха возмездия за грехи - дескать, сейчас потерплю, а потом мне воздастся - уж там, за гробом, я раскручу хороводы у жемчужных врат рая! Выражаясь языком религиозных категорий, такой корыстный мотив не менее греховен, чем традиционные грехи. Многие люди считают себя праведниками в силу того, что соблюдают благочестивые религиозные обряды, а сами имеют такие гнусные помыслы, о которых мне тут стыдно говорить, дабы не вызывать у вас рвотный рефлекс. Одни люди могут легко осуждать других за совершение так называемых греховных поступков, хотя сами на их месте в тех же обстоятельствах были бы точно такими же. Потенциальный грешник ничем не лучше реального, ибо имеет в своей черепной коробке точно такие же мозговые структуры, которые готовы в соответствующих обстоятельствах воплотить точно такие же мотивы в точно такие же деяния (можно сказать, что каждый человек - потенциальный убийца, только уровень готовности на такой поступок у каждого свой: один - киллер за деньги, а другой только в случае крайней самообороны).
      Многие люди думают, что, вооружившись необдуманными религиозными догмами, идут к свету свободы, чтобы превзойти свою человеческую сущность, а на самом деле посадили самих себя в темницу дремучего невежества.


(продолжение следует)


Феликс Кирсанов, написать автору


 

Переиздание материалов статьи возможно только с обязательными ссылками на сайт www.orator.ru (в интернете - гиперссылка) и на автора