Orator.ru  ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО И МАСТЕРСТВО ОБЩЕНИЯ

Выпуск 24 Архив рассылки
НАШИ ОЦЕНКИ СОБЫТИЙ ХАРАКТЕРИЗУЮТ НАС, А НЕ СОБЫТИЯ


"Люди видят то, что хотят видеть; слышат то, что
хотят слышать; верят в то, во что хотят верить и
отказываются верить в то, что им не нравится".  
Скилеф

      Недавно среди полученных писем я обнаружил следующее:

      Здравствуйте, Феликс К.!
      В своей статье "НЕ БЫВАЕТ ЛЮДЕЙ ХОРОШИХ, НЕ БЫВАЕТ ЛЮДЕЙ ПЛОХИХ (психология личности)" вы пишете: "Как вы думаете, почему пала Римская Империя - символ воинской славы и доблести человечества? Ответ: от развращения добром, к которому так сильно стремятся люди".
      Я с вами категорически не согласен. Римская Империя - империя бандитов и убийц. Да, культура римлян дала нам многое, но Рим - фашистская империя. Этого не надо забывать. О какой доблести вы говорите? О бесчисленных убийствах?
      Зачем я это пишу? Чтобы вы ответственнее подходили к вашему делу. Называть это "разбойничье гнездо" (по Л. Толстому) каким-то символом... по-моему, нехорошо. Статью вы не продумали. Скучно и слишком много отступлений. Извините.
      С уважением, У. Султан


      Вот такая оценка. Двойка.

      Что бы мы с вами ни сказали, что бы ни написали и что бы ни сделали - это всегда кому-то может не понравиться. И это нормально.

      Первый постулат теории относительности гласит: "все инерциальные системы отсчета равноправны". С этой точки зрения, точка зрения Султана, основанная на определенной системе ценностей, имеет право быть, точно так же, как и моя, и ваша, и любая другая. Можно быть категорически не согласным с чем угодно, но не стоит забывать, что наша оценка при этом отражает не абсолютную истину, а нашу индивидуальную систему ценностей - одну из шести с лишним миллиардов. Вы понимаете, что огромная численность приверженцев тех или иных оценок не является критерием их истинности. Все оценки равноправны.

      Рынок делится на сегменты. И если товар кому-то пришелся не по душе, то можно сказать, что товар плохой; а можно - что товар предназначен для другой целевой аудитории. Все дело в точках зрения. Критерий жизнеспособности любого товара - спрос на него.

      Хочу задать вам вопрос. Кто такой Петр Первый?
      Варианты ответов:

а) реформатор;
б) деспот;
в) полководец среднего пошиба;
г) крупный самодур;
д) веселый парень;
и т.д.

      Оценок может быть уйма. Но почему-то его прозвали великим. Почему? Наверно, потому, что у него были некоторые необходимые качества, благодаря которым только и достигается величие. Одно из них - жесткость (или, если хотите - жестокость). Найдите в Истории хоть одного доброго великого деятеля (не поэта, не философа, не проповедника идей, а именно политического деятеля), который устраивал бы всех членов общества и обошелся без крови и насилия. Не получится. И знаете, почему? Потому что величие рождается в борьбе с недругами и строится, в том числе на дисциплине. Дисциплина же подразумевает наказание нерадивых лентяев, тормозящих воплощение грандиозных планов. А грандиозные дела не обходятся без жертв. Ради сохранности автомобиля приходится жертвовать тормозными колодками. Се ля ви.

      В нашей жизни имеет место такой парадокс: мы можем восхищаться великими достижениями, но ругаем их причину. Что-то вроде того: "люблю кататься на автомобиле, но не хочу платить за бензин". Одного без другого не бывает.

      Как вы считаете, здоровое тело это хорошо? Что за глупый вопрос. В здоровом теле здоровый дух. А за счет чего достигается здоровье? Один из важнейших факторов - дисциплина клеток. Каждая клеточка здорового организма четко выполняет свою функцию. Если надо, то соответствующие клетки, например лейкоциты, самоотверженно бросятся на борьбу с чужеродными вторжениями и, не задумываясь, расстанутся с жизнью во имя организма. Мы до сих пор еще живы благодаря жесточайшей диктатуре, которая правит нашими клетками. Замечу, что мир клетки для нее не менее яркий, чем наш мир для нас. И умирать просто так она тоже не хочет. И если бы у нас внутри была демократия, что, может быть, было бы хорошо с точки зрения неразумных клеток, то вы понимаете, где бы мы тогда были сейчас. Дисциплина нашего организма позволяет нам жить назло всяким инфекциям - вирусам и бактериям, которые спят и видят, как бы нас растерзать. (Каким бессильным был бы наш организм, если бы наши предки не страдали от недугов, и если бы он сам не тренировался в борьбе с заболеваниями).

      Вам нравится автомобиль БМВ? Неплохая машина. Концерн БМВ занимает второе место в сегменте роскошных автомобилей, обойдя Даймлер-Крайслер - пресловутый Мерседес - и планирует в скором будущем обойти лидирующий Лексус (AutoNews, 18.01.2002). Все новые автомобили мгновенно раскупаются дилерами, нет никакого затоваривания. В компании есть даже такой отдел, который отвечает за приятную тональность урчания двигателя. С удовольствием, как говорится, за рулем. Но редко кто задумывается над тем, что за качеством стоит дисциплина (организационная структура управления и передовой менеджмент этой компании впечатляют своей эффективностью). А за дисциплиной - штрафы, смещения с должностей, увольнения и прочие жесткие санкции. Они же, в свою очередь, влекут скандалы, разводы, депрессии, инфаркты и даже самоубийства среди работников. Некоторые работники, как клетки организма автогиганта, страдают во имя здоровья компании. А если компания БМВ успешно воюет на рынке, то это значит, что у других более слабых конкурентов возникают проблемы со сбытом, ведь спрос на автомобили ограничен 100 процентами. Следовательно, некоторые конкуренты разоряются или страдают - а это, опять-таки, для кого-то слезы. И кровь. Вот вам и приятный автомобиль, замешанный нервами на крови (конечно, не на столь изрядном ее количестве, как в случае с Римской Империей, но все же). Но если "жестокие руководители" не будут применять крутых санкций против лентяев и халтурщиков, то неизбежное снижение качества продукции может привести к массовым увольнениям. А то и к полному банкротству компании (смерти всего организма). (Если на "АвтоВАЗе" дисциплина хромает, то, можно ли сказать, что это потому, что им руководят люди добрые?).

      Если структура желает быть сильной (конкурентоспособной), она должна блюсти строгую дисциплину. Это закон жизни, ведь жизнь - борьба (от мелких споров до крупных войн).

      Когда римлянам угрожала смертельная опасность, то они, для усиления дисциплины, учреждали в качестве государственной формы правления диктатуру. Во время второй Пунической войны, когда Ганнибал со своими полчищами бродил по Италии, римляне, понимая, что в столь ответственный момент плюрализм двух консулов может им дорого обойтись, для повышения эффективности борьбы со смертельным врагом назначили диктатором полководца Фабия Максима.

      Как только Римская Империя поступилась принципом дисциплины, то с ней поступили так, как она обращалась с другими народами (которые были ничем не лучше и не хуже римлян с точки зрения современных гуманистических идеалов).

      Когда король вестготов Аларих вторгся в Рим, то римляне решили откупиться. Он назначил такую плату: две тонны золота, двенадцать тонн серебра, тонну перца и кучу всякого барахла. Римские послы спросили его:
      - А что же тогда останется нам?
      - Жизнь, - коротко ответил Аларих.

      Чтобы оплатить предъявленный счет, римлянам пришлось расплавить золотые статуи богов, а также статую Воинской Доблести. Когда они продали свою воинскую доблесть, для них наступило начало конца.

      На смену одним бандитам и убийцам (как выразился Султан) пришли другие. Можно сказать, что варварское человечество той поры, не обремененное современной моралью, кишмя кишело бандитами и убийцами. И предъявлять к нему в этой связи претензии - все равно, что упрекать кирпич в том, что он кирпич.

      Итак, Римская Империя (как и любая другая) - империя бандитов и убийц. Согласен, можно и так сказать. Также можно, с точки зрения Карла Маркса, добавить, что она - империя плохих (рабовладельцев) и хороших (рабов). А также империя полководцев и воинов. А также империя цезарей и философов. А также … (выдвигайте на свой вкус любую другую точку зрения). Точно так же, как можно утверждать, что голова - это отросток на плечах, с помощью которого мы едим; животные - это наши меньшие братья, которых мы едим той самой головой; птицы - это зверушки, у которых отросли крылья; собаки умеют летать не хуже кошек; слово "лизинг" имеет порнографический оттенок (про вино херес умолчу). Точно так же, как наша жизнь - это насилие и медленная смерть: человек не понял, как родился, потому что его об этом не спросили, затем его против воли сдали в детский сад, затем в школу… и в итоге он расслабляется только в гробу. Точно так же, как к любому человеку, которого, как и нас, угораздило родиться на этой грешной Земле, надо обращаться не "господин" и даже не "товарищ", а непременно "коллега по несчастью". Точно так же, как человечество - это армия ленивых и трусливых эгоистов. И напоминает паразитов на теле Земли.

      Кому-то эти точки зрения не понравятся, но, тем не менее, они отражают равноправные системы ценностей.

      Толстой назвал Римскую Империю "разбойничьим гнездом", а я - символом воинской славы и доблести человечества (я не посягаю на гениальность Льва Николаевича). Один Гай Юлий Цезарь во время Галльской войны уничтожил более миллиона врагов и столько же захватил в плен - чем не разбойник? Даже хуже - великий полководец. Только благодаря воинской доблести римлян в свое время не уничтожил Ганнибал, не поработили кимвры, тевтоны, жестокий царь Митридат и другие желающие, у которых чесались руки. Если не львы, то гиены. Или шакалы. Разбойники римляне умели воевать лучше других разбойников - в этом и состояла их доблесть.

      Почему победителей не судят (при их жизни я имею в виду)? Потому что, кто сильней - тот и прав. Это закон, который действует не только в джунглях, но и среди людей. Причем, не только до нашей эры, но и в наши дни (для кого-то грустно, но, правда). Если не верите - взгляните на действия США и ответьте на вопрос: почему уважаемое гаагское судилище может осудить Милошевича, но не Буша? "Вершить суд может только превосходящая сила" (Фридрих Ницше).

      Адольф Гитлер проиграл. И, покончив с собой, многих лишил удовольствия судить его публично. Но если бы он победил, то судьи поменялись бы местами с подсудимыми.

      Американцы собираются ввести демократию на Кубе силовыми методами. И введут, потому что они не гуманисты, а сильны и агрессивны. На их месте мы вели бы себя подобным образом.

      Активные борцы за мир не менее агрессивны, чем зачинщики войн.

      Римляне были не фашистами, а, как и американцы, сильными и агрессивными. Рим, как и США, был великой державой. "Великие державы всегда вели себя как бандиты, а малые - как проститутки" (Стэнли Кубрик). Современный мир, конечно, уже не тот, что древний, но все-таки до сих пор аморален. Человечество повзрослело и хоть уже меньше похоже на несмышленого младенца, но напоминает неразумного юнца в переходном возрасте (у которого ломается голос и пробивается пушок над верхней губой): он, хоть и кое-что уже понимает, но еще не может дать вразумительных ответов на многие простые вопросы; любит подраться и при этом пытается казаться взрослым и поэтому выглядит забавно. На деле современный мир представляет собой все ту же колониальную систему, в которой развитые страны манипулируют развивающимися - выкачивают сырье, эксплуатируют дешевую рабсилу, утилизируют на их территориях свои отходы. Жителям третьих стран остается лишь тешить себя мыслью, что перед лицом смерти все равны. Предъявлять же к рабовладельческой эпохе требования современной морали, до которой человечество доросло лишь недавно, это все равно, что пытаться предъявить первобытным дикарям в шкурах такую претензию: "А что же вы до сих пор, вместо того, чтобы ходить толпой с дубинами на охоту, не внедрите в свое общество товарно-денежные отношения и разделение труда?". Но всему свое время.

      Если нам кто-то не понравился, можно сделать вывод: "они плохие". А можно сказать: "они другие. Их можно понять, ведь на их месте мы были бы точно такими же".

* * *

      Вы понимаете, что любая оценка не абсолютна, а всего лишь отражает одну из шести с лишним миллиардов равноправных точек зрения.

Феликс Кирсанов, написать автору

 

Переиздание материалов статьи возможно только с обязательными ссылками на сайт www.orator.ru (в интернете - гиперссылка) и на автора