+7(495)695-15-10


Orator.ru  ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО И МАСТЕРСТВО ОБЩЕНИЯ

Выпуск 14 Архив рассылки
ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

"Странный этот мир, где двое смотрят на одно  
и то же, а видят полностью противоположное" 
Агата Кристи

Наша жизнь состоит не из событий, а из нашего отношения к событиям

     Железо кипит при температуре 2750 градусов Цельсия. А знаете почему оно отказывается кипеть при ста градусах? Потому что у него другая точка зрения на эту температуру, нежели у воды.

     Люди часто дружат с собаками и гораздо реже предпочитают дружить с насекомыми. Знаете почему? Потому что точки зрения на окружающий мир у людей и насекомых отличаются значительнее. С собаками у нас куда больше общего.

     Однажды проводился опрос, участникам которого задавали один и тот же вопрос: "что, на ваш взгляд, является символом Парижа?" Некоторые из опрошенных называли Лувр, Елисейские поля, собор Парижской богоматери, Пантеон, Версаль и другое. Большинство же из них, а именно свыше 80%, как вы понимаете, решили, что это Эйфелева башня. Но в XIX веке, когда башня была еще в проекте, многие парижане были категорически не согласны с появлением этого "монстра". Против "уродования Парижа Эйфелевой башней" выступали такие известные личности, как Александр Дюма, Ги де Мопассан, Шарль Гуно и другие деятели культуры. Уильям Моррис же заявил: "Приезжая в Париж, я обедаю только в ресторане на Эйфелевой башне. Это единственное место, откуда не видно этого чудовищного сооружения". Один и тот же предмет одновременно называли "самым блистательным украшением французской столицы" и "вставным клыком Парижа". В чем же дело? Всё дело, опять-таки, в точках зрения.

     Мат в шахматах, это победа или поражение? - Смотря, с какой точки зрения взглянуть.

     Охота - это убийство, общение с природой или спорт? Каждый решит по-своему.

     После бомбардировки Хиросимы, точки зрения граждан США на это событие разделились: одни открыто радовались, другие испытывали чувство стыда и ужаса (собственно, как и сейчас по поводу текущей войны в Ираке).

     Если ветеран тенниса в конце игры ходит медленно, то это потому что он устал или потому что он уже в возрасте? Или устал, потому что в возрасте?

     Если гражданин заявляет, что, находясь в своей квартире, он иногда слышит громкие скандалы, потому что сверху живут соседи буйные, то соседи, в свою очередь, могут ответить, что он слышит их потому что в доме стены и перекрытия тонкие; и с таким же успехом можно сказать, что у него слух острый.

     Если водитель утверждает, что он попал в аварию, потому что дорога была скользкая, то с таким же успехом можно сказать, что скорость движения его автомобиля была высокая.

     Если молодой человек пытается констатировать, что его дело (в смысле бизнес) не движется, потому что оно трудное, то с таким же успехом можно сказать, что он просто ленив.

     Один 17-летний болельщик вскрыл себе вены, потому что был разочарован тем, что наша сборная неудачно сыграла на чемпионате мира. Конечно, при желании все претензии по поводу этого печального случая можно предъявить всей команде во главе с тренером, спросив у футболистов, не мучает ли их совесть; но также можно решить, что подросток совершил такой поступок, потому что был психически неуравновешен.

     Как видим, на любой вопрос можно взглянуть и так, и сяк, и эдак - всё дело в точках зрения (как в одном давнишнем мультике два медвежонка хотели палкой достать яблоко и спорили между собой: "Палка короткая!" - "Нет, яблоня высокая!", и никто из них не признал, что он сам еще маленький (между прочим, суды завалены подобными делами, где обе стороны со своих точек зрения правы примерно так же, как эти медвежата. Но еще есть закон. И точка зрения судьи)).

     Тот, кто склонен во всем винить весь мир и события, должен помнить, что наша жизнь состоит не из событий, а из нашего отношения к событиям.

Мир служит нам зеркалом

     "Не бывает мрачных времен, бывают только мрачные люди", - сказал Ромен Роллан. Сколько людей, столько различных точек зрения на мир и, соответственно, столько же разных отражений мира в головах. Кто-то может утверждать, что мир яркий и шумный; другой говорит, что он шершавый и мокрый; третий скажет, что мир теплый и сладкий; четвертый - что красивый на вид и неприятный на ощупь и т.д. Каждый человек имеет свое субъективное миропонимание. Всё кажется прекрасным, на что смотришь с любовью; всё отвратительно, если нет настроения.

     Мы смотрим на мир через призму своих установок. В окружающем мире мы воспринимаем то, что нам известно. Всё, что мы видим впервые, нам что-то напоминает. В любом предмете каждый увидит то, на что его толкает его собственное мышление, сформированное предыдущим опытом. Физик, глядя на девушку с умопомрачительной фигурой, может подумать: "Надо же, как удачно природа сгруппировала атомы!". Под капотом автомобиля девушка увидит груду металла; специалист же по автокондиционерам рассмотрит там компрессор, испаритель, ресивер-осушитель и соответствующие трубки; а электрик заметит в первую очередь катушку зажигания, генератор и провода. Глядя на мир, мы узнаём в нем себя.

     Прочитав роман "Война и мир", писатель в первую очередь обратит внимание на технику и стиль написания, а философ - на идейные концепции; натуралиста заинтересуют живописные описания природы, а психолога - личности персонажей и взаимоотношения между ними; историк обнаружит некоторые несоответствия событий романа с официальной исторической версией, а генерал - принципиальные отличия тактики и стратегии боевых действий тех времен от современных. Каждый, как в зеркале, увидит в книге себя. Каждый читает такого Толстого, какого заслуживает.

     Поколение людей, выросшее в военное время, воспримет "Войну и мир" с другой точки зрения, нежели поколение мирной эпохи.

     Такие шедевры мировой живописи, как "Джоконда" Леонардо да Винчи и "Черный квадрат" Казимира Малевича - это, скорее, не полотна, а зеркала, потому что каждый увидит в них себя - один будет часами рассказывать вам о "загадочной улыбке Джоконды", а другой скажет, что на этом холсте изображена некрасивая по современным понятиям женщина, больная и, скорее всего, бесплодная, на лице которой нет и намека на интеллект; один будет уверять, что глядя на "Черный квадрат", он видит там целый мир, а другой никак не отреагирует на эту шутку Малевича. Сами же авторы этих картин, вероятно, и не думали, что вокруг их произведений будет так много пустых разговоров. "Картина в музее слышит больше глупостей, чем кто бы то ни было в мире", - сказал Эдмон Гонкур.

     (Кстати, самый главный из четырех известных "черных квадратов" Малевича, форматом 53.5х53.5 см, находившийся в собственности разорившегося "Инкомбанка", при распродаже банковского имущества заинтересованные лица планировали выставить на аукцион с начальной стартовой ценой 20 млн американских долларов, но вмешалось государство и нашумевшее произведение искусства запретили пускать с молотка, объявив национальным достоянием России).

     Наши оценки предметов больше характеризуют нас, чем сами предметы. Поэтому справедливо мнение, что судить о человеке в большей степени можно не по тому, что о нем говорят другие, а по тому, что он говорит о других. Представим себе, что два оратора произносят одну и ту же речь перед одной и той же аудиторией. Первый при выступлении сильно волновался, а после произнесения речи сказал: "Эта аудитория очень авторитетная". Второй же выступил легко и непринужденно, а потом заявил: "Какая благодарная публика!". Как видим, такие оценки как авторитетная и благодарная относятся не к аудитории, как может показаться на первый взгляд, но фактически больше характеризуют ораторов, которые видят в слушателях себя, как в зеркале (это не значит, что первый - авторитетный, а второй - благодарный, просто каждый из них склонен видеть то, чего ему не хватает в нем самом и/или в жизни). Всё дело не в аудитории, а в отношении к ней.

     "Во мне, а не в писаниях Монтеня содержится то, что я в них вычитываю", - заметил Блез Паскаль. Точно так же и наша ценность и вес в обществе определяются не нашими достоинствами и недостатками, а представлением окружающих о наших достоинствах и недостатках.

     Точки зрения на один и тот же предмет могут различаться не только у разных людей, но и у одного человека. "Я не всегда разделяю свои взгляды", - сказал Поль Валери. А всё тот же Блез Паскаль выразился так: "Всякий раз мы смотрим на вещи не только с другой стороны, но и другими глазами - поэтому и считаем, что они переменились".

     Во-первых, точки зрения каждого из нас меняются со временем. Ромену Роллану в юном возрасте роман "Война и мир" показался утомительным, но будучи зрелым писателем, он назвал Толстого "самим совершенством".

     Во-вторых, наши точки зрения могут меняться в зависимости от настроения. Читая один и тот же фрагмент "Войны и мира" в одном настроении, мы можем восхищаться гением полководцев, а в другом - содрогаться от жестокости военных сражений. "Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актеры играли как никогда", - заметила Фаина Раневская. Когда я перечитываю свою книгу, то нахожу в ней много нового, а когда периодически заглядываю в прежние выпуски нашей рассылки, то обязательно что-нибудь добавляю и изменяю, т.к. свежий взгляд позволяет увидеть информацию с другой точки зрения (загляните в выпуски 8 и 11 нашей рассылки, и вы обнаружите там новую информацию).

     Мы всматриваемся в мир, как в зеркало, из которого на нас взирает постоянно меняющееся наше собственное отражение.

*    *    *

     Итак, друзья, то, с какой точки зрения мы смотрим на мир, определяет всю нашу жизнь, а это, по меньшей мере, весьма серьезно для каждого из нас. Важно не то, что происходит вокруг, а то, как мы на это смотрим. И если мы сможем управлять своими точками зрения на окружающие события, то это значит, что мы сможем управлять - ни больше, ни меньше - своим счастьем в жизни.

Вы понимаете, что ваше счастье в ваших руках.

Феликс Кирсанов, написать автору


Переиздание материалов статьи возможно только с обязательными ссылками на сайт www.orator.ru (в интернете - гиперссылка) и на автора