+7(495)695-15-10
ORATOR.RUКурсы ораторского искусстваЦицерон
телефоны






АФОРИЗМЫ

Дени Дидро
(французский философ-энциклопедист, романист и художественный критик)
(1713—1784)

1. Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его — и мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря

2. В природе человеческой два противоположных начала: самолюбие, влекущее нас к себе самим, и добродетельность, толкающая нас к другим. Если бы одна из этих пружин сломалась, человек был бы злым до бешенства или великодушным до безумия

3. Неизменно помни, что природа не Бог, человек — не машина, гипотеза — не факт

4. Либо Бог разрешил, либо всеобщий механизм, называемый судьбою, захотел, чтобы мы в продолжение жизни были предоставлены всякого рода случайностям; если ты мудр и лучший отец, чем я, ты с молодых лет убедишь своего сына, что он хозяин своей жизни, чтобы он не жаловался на тебя, даровавшего ему жизнь

5. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать

6. Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном

7. Истина любит критику, от нее она только выигрывает; ложь боится критики, ибо проигрывает от нее

8. Каждое произведение ваяния или живописи должно выражать собою какое-либо великое правило жизни, должно поучать, иначе оно будет немо

9. Природа подобна женщине, которая, показывая из-под нарядов то одну часть своего тела, то другую, подает настойчивым поклонникам некоторую надежду узнать ее когда-нибудь всю

10. Врачи непрестанно трудятся над сохранением нашего здоровья, а повара - над разрушением его; однако последние более уверены в успехе

11. Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна

12. Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла

13. В тот момент, когда художник думает о деньгах, он теряет чувство прекрасного

14. Два качества необходимы художнику: чувство нравственности и чувство перспективы

15. Живописец и скульптор - оба поэты, но последний никогда не впадает в шарж. Скульптура не терпит ни шутовства, ни паясничества, ни забавного, даже редко комического. Мрамор не смеется

16. Искренность - мать правды и вывеска честного человека

17. Монастырь - это темница, куда ввергают тех, кого общество выбросило за борт

18. Есть моральная тактичность, которая у гуманного человека сказывается во всех его поступках и которой не имеет злой человек

19. Стараться оставить после себя больше знаний и счастья, чем их было раньше, улучшать и умножать полученное нами наследство — вот над чем мы должны трудиться

20. Гнить ли под мрамором или под землей — все равно гнить

21. Такова жизнь: один вертится между шипами и не колется; другой тщательно следит, куда ставить ноги, и все же натыкается на шипы посреди лучшей дороги и возвращается домой ободранный до потери сознания

22. Жизнь злых людей полна тревог

23. Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей

24. Истина любит критику, от нее она только выигрывает; ложь боится критики, ибо проигрывает от нее

25. Что такое истина? Соответствие наших суждений созданиям природы

26. Если ложь на краткий срок и может быть полезна, то с течением времени она неизбежно оказывается вредна. Напротив того, правда с течением времени оказывается полезной, хотя может статься, что сейчас она принесет вред

27. Искренность — мать правды и вывеска честного человека

28. Предварительное знание того, что хочешь сделать, дает смелость и легкость

29. Знание того, какими вещи должны быть, характеризует человека умного; знание того, каковы вещи на самом деле, характеризует человека опытного; знание же того, как их изменить к лучшему, характеризует человека гениального

30. Признание своей немощности — великий урок, который мы извлекаем. Не лучше ли приобрести доверие к себе других людей искренностью признания, что я ничего не знаю, чем бормотать слова и вызывать жалость к себе потугами все объяснить? Свободно сознающийся в незнании того, что он не знает, побуждает меня верить тому, что он берется мне объяснить

31. Необъятную сферу наук я себе представляю как широкое поле, одни части которого темны, а другие освещены. Наши труды имеют своей целью или расширить границы освещенных мест, или приумножить на поле источники света. Одно свойственно творческому гению, другое — проницательному уму, вносящему улучшения

32. Глубокие мысли — это железные гвозди, вогнанные в ум так, что ничем не вырвать их

33. Умный человек видит перед собой неизмеримую область возможного, глупец же считает возможным только то, что есть

34. Даже согласившись, что люди гениальные обычно бывают странны, или, как говорится, нет великого ума без капельки безумия, мы не отречемся от них; мы будем презирать те века, которые не создали ни одного гения. Гении составляют гордость народов, к которым принадлежат; рано или поздно им воздвигают статуи, и в них видят благодетелей человеческого рода

35. Люди перестают мыслить, когда перестают читать

36. Если разум — дар неба и если то же самое можно сказать о вере, значит, небо ниспослало нам два дара, которые несовместимы и противоречат друг другу. Чтобы устранить эту трудность, надо признать, что вера есть химерический принцип, не существующий в природе

37. Перелистайте историю всех народов земли: везде религия превращает невинность в преступление, а преступление объявляет невинным

38. Нет такого уголка в мире, где различие в религиозных воззрениях не орошало бы землю кровью

39. Везде, где признают Бога, существует культ, а где есть культ, там нарушен естественный порядок нравственного долга, и нравственность падает

40. Религия мешает людям видеть, потому что она под страхом вечных наказаний запрещает им смотреть

41. Люди жили бы довольно спокойно в этом мире, если бы были вполне уверены, что им нечего бояться в другом; мысль, что Бога нет, не испугала еще никого, но скольких ужасала мысль, что существует такой бог, какого мне изображают!

42. Если какое-нибудь явление превышает, по нашему мнению, силы человека, то мы тотчас же говорим: это дело Божие; наше тщеславие не может удовольствоваться меньшим. Не лучше ли было бы, если бы мы вкладывали в свои рассуждения несколько меньше гордости и несколько больше философии? Если природа представляет нам какую-нибудь загадку, какой-нибудь трудно распутываемый узел, то оставим его таким, каков он есть, и не будем стараться разрубить его рукой существа, которое становится для нас новым узлом, еще труднее распутываемым, чем первый

43. Только честному человеку подобает быть атеистом

44. Дать обет бедности — значит поклясться быть лентяем и вором. Дать обет целомудрия — значит обещать Богу постоянно нарушать самый мудрый и самый важный из его законов. Дать обет послушания — значит отречься от неотъемлемого права человека — от свободы. Если человек соблюдает свой обет — он преступник, если он нарушает его — он клятвопреступник. Жизнь в монастыре — это жизнь фанатика или лицемера

45. Философы говорят много дурного о духовных лицах, духовные лица говорят много дурного о философах; но философы никогда не убивали духовных лиц, а духовенство убило немало философов

46. Чудеса там, где в них верят, и чем больше верят, тем чаще они случаются

47. Расплата в этом мире наступает всегда. Есть два генеральных прокурора: один — тот, кто стоит у ваших дверей и наказывает за проступки против общества, другой — сама природа. Ей известны все пороки, ускользающие от законов

48. Напрасно трус бьет себя кулаком в грудь, чтобы набраться храбрости; ее нужно иметь прежде того и лишь укреплять в общении с теми, кто ею обладает.

49. Есть моральная тактичность, которая у гуманного человека сказывается во всех его поступках и которой не имеет злой человек

50. Разве вам не известно, что настоящее блаженство заключается в том, что все люди нуждаются друг в друге, и что вы ожидаете помощи от себе подобных точно так же, как они ждут ее от вас?

51. Где бы ты ни очутился, люди всегда окажутся не глупее тебя

52. Награждая хороших, мы тем самым наказываем дурных

53. Мы считаем трусом того, кто допустил, чтобы в его присутствии оскорбительно отзывались о его друге

54. Моя дружба слишком осмотрительна, если опасность моего друга не заставляет меня забывать о моей собственной опасности

55. Когда мужчины неуважительно относятся к женщине, это почти всегда показывает, что она первая забылась в своем обращении с ними

56. Женщины пьют льстивую ложь одним глотком, а горькую правду каплями

57. Любовь часто отнимает разум у того, кто его имеет, и дает тем, у кого его нет

58. Разве мы властны влюбляться или не влюбляться? И разве, влюбившись, мы властны поступать так, словно бы этого не случилось?

59. Ревность — это страсть убогого, скаредного животного, боящегося потери; это чувство, недостойное человека, плод наших гнилых нравов и права собственности, распространенного на чувствующее, мыслящее, хотящее, свободное существо

60. Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью, которая портит их. Есть другая любовь, внимательная и спокойная, которая делает их честными. И такова настоящая любовь отца

61. Можно обнаруживать постоянство при малодушии и скудоумии; но твердость может обнаруживать только характер, отличающийся силой, возвышенностью, умом. Легкомыслие, податливость и слабость противоположны твердости

62. Страсти без конца осуждают, им приписывают все человеческие несчастья и при этом забывают, что они являются также источником всех наших радостей

63. Величайшее недоразумение — это вдаваться в мораль, когда дело касается исторических фактов 64. Для того чтобы трогать, не нужно быть растроганным

65. Тот, кто рассказывает тебе о чужих недостатках, рассказывает другим о твоих

66. Если бояться смерти, ничего хорошего не сделаешь; если все равно умираешь из-за какого-нибудь камешка в мочевом пузыре, от припадка подагры или по другой столь же нелепой причине, то уж лучше умереть за какое-нибудь великое дело

67. Люди, выдающиеся своими талантами, должны тратить свое время так, как этого требует уважение самих к себе и к потомству. Что подумало бы о нас потомство, если бы мы ничего не оставили ему

68. Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном

69. Хороший стиль кроется в сердце

70. Величайшее недоразумение - это вдаваться в мораль, когда дело касается исторических фактов

71. Верх безумия - ставить себе целью разрушение страстей

72. Моя дружба слишком осмотрительна, если опасность моего друга не заставляет меня забывать о моей собственной опасности

73. Набросок - сознание пыла и гения, картина - создание труда, терпения, долгого изучения и законченных знаний в искусстве

74. Напрасно трус бьет себя кулаком в грудь, чтобы набраться храбрости; ее нужно иметь прежде того и лишь укреплять в общении с теми, кто ею обладает

75. Народ, который думает, что честными делает людей вера, а не хорошие законы, кажется мне весьма отсталым

76. Нет достоинства при отсутствии ясных и четких понятий общего блага

77. Нет такого уголка в мире, где различие в религиозных воззрениях не орошало бы землю кровью

78. Образование придает человеку достоинство, да и раб начинает сознавать, что он не рожден для рабства

79. Отнимите у христианина страх перед адом - и вы отнимите у него веру

80. Порок раздражает людей только время от времени, а внешние его черты раздражают их с утра до вечера

81. Страсти без конца осуждают, им приписывают все человеческие несчастья и при этом забывают, что они являются также источником всех наших радостей

82. Существует только одна добродетель - справедливость, одна обязанность - стать счастливым, один вывод - не преувеличивать ценности жизни и не бояться смерти

83. Широта ума, сила воображения и активность души - вот что такое гений

84. Я не знаю профессии, которая требовала бы более изысканных форм и более чистых нравов, чем театр

85. Я требую от учителя только добрых нравов, так же, как я потребовал бы их от каждого гражданина

86. Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком

87. Разве вам не известно, что настоящее блаженство заключается в том, что все люди нуждаются друг в друге, и что вы ожидаете помощи от себе подобных точно так же, как они ждут ее от вас

88. Только страсти и только великие страсти могут поднять душу до великих дел. Без них конец всему возвышенному как в нравственной жизни, так и в творчестве

89. Плохую картину можно спрятать, скверную скульптуру - разбить, но как поступить с фасадом дворца?

90. Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает

91. Бог христиан - это отец, который чрезвычайно дорожит своими яблоками и очень мало своими детьми

92. Совершайте добро, пока вы существуете

93. Влияние роскоши на нравы самое вредное

94. Что такое истина? Соответствие наших суждений явлениям

95. Умен лишь тот, кто так же глуп, как мы

96. Кто сомневается потому, что не знает оснований достоверности, тот простой невежда. Настоящий скептик тот, кто подсчитал и взвесил основания

97. Ничего не следует терять из того, что может быть полезно

98. Сказать, что человек состоит из силы и слабости, из разумения и ослепления, из ничтожества и величия, - это значит не осудить его, а определить его сущность

99. Величайший автор тот, кто как можно меньше оставляет воображению актера

100. В театр приходят не смотреть слезы, а слушать речи, которые их исторгают

101. Крайняя чувствительность создает посредственных актеров; средняя чувствительность дает большинство плохих актеров, и только ее отсутствие дает великих актеров

102. Высочайшее искусство состоит в том, чтобы скрывать его

103. Продолжительное несчастье примиряет с женщиной всех мужчин, а потеря красоты - всех женщин

104. Мы добиваемся любви других, чтобы иметь лишний повод любить себя 105. Чтобы убедиться, что полезно быть добродетельным, нет надобности верить в бога 106. Книга, над которой зеваешь, не вредит никому

107. Ничего не следует терять из того, что может быть полезно

108. Наилучший порядок вещей — тот, при котором мне предназначено быть, и к черту лучший из миров, если меня в нем нет

Вернуться к оглавлению